Схема обмоток двигатель дворников

Схема обмоток двигатель дворников

Схема стеклоочистителя

Схема стеклоочистителя имеет несколько типов исполнения. При любой схеме исполнения стеклоочистители должны обеспечить очистку лобового стекла при любом количестве осадков. Привод автомобильных стеклоочистителей, как правило, имеют две скорости. Он должен обеспечить укладку щёток при выключении в крайнее положение, не мешающее обзору водителя.

На современных автомобилях привод стеклоочистителя имеет режим прерывистой работы. Он обеспечивается тепловым или электронным реле, включенным в цепь включения питания привода стеклоочистителя. Такой режим может быть как с постоянным промежутком времени, так и регулируемым.
При прерывистой работе совершается один или два цикла прохода щёток по лобовому стеклу с перерывами 3 — 5 секунд. Кроме того на некоторых автомобилях, например ВАЗ классика, прерывистый режим выполняет функцию малой скорости привода стеклоочистителя.

На некоторых автомобилях импортного производства, место прерывистой работы используется плавная регулировка скорости, которая обеспечивается изменением напряжения на электродвигатель электронным блоком.

Способы подключения стеклоочистителей.

Схему подключения стеклоочистителей можно разделить на два вида, по способу подключения переключателя режимов работы.

При первом способе подключения на электродвигатель привода стеклоочистителя подаётся постоянный плюс, а переключатель режимов соединяет элементы двигателя с минусом. Этот способ широко применяется в иностранных и отечественных автомобилях.

Второй способ полностью противоположен первому, то есть питание на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, а минус в этом случае берётся с корпуса привода.

Схема стеклоочистителя

Я предлагаю рассмотреть принцип работы схемы стеклоочистителей автомобиля на примере, где плюс на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, так как это более распространённый способ подключения.

На схеме представлено подключение привода стеклоочистителя с электродвигателем от постоянных магнитов и имеющего две скорости работы. Разница оборотов в данной схеме обеспечивается смещением одной из плюсовых щёток относительно физической централи якоря электродвигателя.

Схема стеклоочистителя работа.

Нулевое положение.

Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.

Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.

Первое положение.

При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.

Второе положение.

Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.

Ревизия и модернизация привода дворников (стеклоочистителя).

Пока торпедо тихонько стоит в углу гаража, есть возможность покопаться в недоступном ранее пространстве. На сей раз объектом моего внимания стал привод стеклоочистителя. Причин тому две:
1. В него уже почти 30 лет никто не заглядывал и желательно проверить, что там и как.
2. Пожалуй, основная причина-давно мечтал сделать режим паузы.
Поскольку до сих пор с этим механизмом (с приводом так его) тесно не сталкивался, то его устройство и принцип действия изучал по ходу дела.
Возможно, кому-то эта запись в моем БЖ покажется скучной и неинтересной, а кому-то может и пригодится, поэтому буду излагать подробно.

Итак, руководствуясь советами умной книжки, снял привод и притащил его домой, интересная такая штука:

Снял с трапеции мотор-редутор, смазка присутствует, это радует, но все же стоит заменить ее на свежую.

Продолжаем разбирать. Отсоединил электромотор.

Разобрал и промыл редутор, фоткать это грязное дело не стал, ничего там интересного. Пришла очередь электромотора, разобрал его. Внутри оказалось полно угольной пыли-результат износа щеток, пыль повыдувал и протер корпус внутри. Щетки установлены медно-графитовые, достаточно износостойкие, во всяком случае замены пока не требуют. А вот коллектор якоря требовал к себе внимания-следы износа налицо:

Коллектор пошлифовал полосками мелкой наждачки и, как говорят электрики, продорожил, т.е. удалил скопившуюся массу между ламелями коллектора.
В движке установлены подшипники скольжения, они-то в смазке точно нуждались, смазал их и приступил к сборке двигателя. Конечно интересного мало, но понравились «савецкие» пружины щеток — зачем-то покрашены красной краской…

Самое прикольное дальше, поставить щетки, развести их и удерживая на месте, вставить между ними якорь.

Обратите внимание-в данном двигателе имеются обмотки возбуждения, а постоянные магниты отсутствуют. Обратили? Вот и хорошо, теорию изложу ниже. А пока собираем двигатель. Отлично, вал стал крутиться легче. Можно продолжать сборку-вот такой конструктор «сделай сам».

Скользящий контакт почистил. Собираем редуктор, заполняем его смазкой, но без фанатизма. Перед установкой мотор-редуктора на трапецию, смазал все шарнирные соединения. А затем, после установки, подключил двигатель и отрегулировал осевое положение червяка. Ну вот, собственно, это первая часть марлезонского балета.
Итак, в ходе разборки-сборки, устройство сего чуда техники было мною изучено если не досконально, то достаточно для выполнения дальнейших манипуляций.
Вобщем приступаю ко второй части. Это собственно основная моя цель-режим регулируемой паузы. Как переключаются скорости стеклоочистителя, Вы знаете, а для тех кто не знает, сообщаю, что переключение скоростей происходит при помощи обмоток двигателя. Разберемся, каким образом. Что представляет из себя наш электродвигатель? Это двигатель постоянного тока смешанного возбуждения. Только не надо плеваться, это не я придумал, это термины такие. Отравленный никотином мозг с трудом пытается вспомнить курс электротехники, которую я проспал на парах х.з. скоко лет назад. Короче схема двигателя представляется следующим образом:

Обмотка I включена параллельно якорю, обмотка II включена встречно-последовательно обмотке I. Таким образом при отключенной обмотке II двигатель развивает максимальные обороты (параллельная схема возбуждения). В схеме нашего Москвича такой режим не используется (наверное чтобы при интенсивной работе дворников не раскачивался кузов), а обмотка II постоянно подключеня через резистор к обмотке I, т.е. между красным и зеленым проводом — это БЫСТРЫЙ режим работы. Когда резистор замыкается накоротко-обмотки включаются параллельно-это МЕДЛЕННЫЙ режим работы. С коммутацией обмоток и переключением скоростей разобрались. Электрическая схема привода выглядит следующим образом:

Что здесь получается? Плюс (вывод С) через термопредохранитель подается на двигатель, управление выполняется минусом. Да, такая вот херня, малята, вазовские схемы и реле управляются плюсом. Если на вывод А подать минус, двигатель начнет вращаться на быстрой скорости и замкнется блок-контакт доводчика. Т.е. если в середине такта работы стеклоочистителя его отключить, то минус будет подаваться через блок-контакт и дворники вернутся в начальное положение, блок-контакт отключится и они остановятся. Если же минус подать одновременно на выводы А и В, то двигатель будет вращаться с минимальной скоростью (т.е. резистор окажется замкнут накоротко).
Для любителей экспериментов могу сообщить следующее, эту систему можно легко переделать на управление плюсом. Т.е. минус подавать на вывод С (как например и сделано в 2108-09), а плюс на вывод А, только нужно будет отключить блок-контакт от резистора и вывода А, подключить к реле, контакты которого уже подключаются к плюсу и к резистору. Таким образом блок-контакт будет управлять реле минусом, а оно в свою очередь двигателем полюсом. Сам электродвигатель будет вращаться в одну и ту же сторону независимо от полярности питания, т.к. порядок подключения обмотки I и якоря не меняется, то ВЗАИМНОЕ направление магнитного потока статора и якоря друг относительно друга остается неизменным.
Мне, честно, стало влом чего-то там переделывать и я оставил родное подключение, как было

Т.к. подрулевой с шестерки, было бы логично паузу делать на основе схемы шестерки, однако приобрести в Украине подобное реле для классики мне не удалось. Зато удалось купить программируемое реле на ВАЗ 2108-09.

В принципе те же яйца, только в профиль. Но зато в этом реле есть вход омывателя.
Обычно на схемах оно обозначается как интегральное реле с независимой группой переключающих контактов. Поэтому сразу возник вопрос: можно ли при помощи него напрямую осуществить управление минусом? Для этого было произведено вскрытие реле. Итак, что же там внутри? Видим электромагнитное реле с одной группой переключающих контактов

и PIC контроллер который этим реле и управляет

Соответственно структурную схему реле можно представить следующим образом

Здесь выводы:
J-вход управления реле
31b-нормально замкнутый силовой контакт/вход ОС.
15-нормально разомкнутый силовой контакт/+питания реле
86-вход омывателя
31-масса
S-управляющий силовой контакт.
Как видно, минусом управлять нельзя, т.к. 15 контакт одновременно является плюсом питания реле. Значит нужно использовать дополнительные реле. Немного подумав, пришел к выводу, что можно использовать только одну группу контактов подрулевого. Распиновка осталась стандартная, вазовская.

Таким образом сама схема представляется следующим образом:

При выключенном зажигании реле 4 отключено и отключено так же реле паузы, а также подрулевой.
Первоначально реле 2 подключал параллельно реле 1, что бы в режиме паузы дворники работали на малой скорости. Но как говорится, гладко было на бумаге да забыли про овраги. На практике выяснилось, что PIC контроллер работает как ему и положено, т.е. по программе, а в программе указана длительность импульса, выдаваемого реле. Получилось, что пол-такта дворники идут на малой скорости, а затем реле паузы отключается, вслед за ним отключаются реле 1 и 2, а двигатель за счет блок-контактов продолжает вращаться, но уже на высокой скорости. Поэтому реле 2 прицепил напрямую к подрулевому и повесил защитный диод для защиты входа реле паузы. Реле 3 включается при переключении подрулевого во второе положение и обеспечивает быстрый режим работы дворников. Вывод 31b остался не подключенным. В штатной схеме 2108 он подключается к контактам динамического торможения двигателя, здесь это не нужно, возможно он ещё контролирует положение стеклоочистителя, с этим я до конца не разобрался.
Далее, насос омывателя в штатной схеме управлялся минусом, его также нужно перевести на плюс. Для этого Коричневый провод, который подсоединялся к насосу на минус, пересоединяем на плюс, а черный провод, который подсоединялся на плюс насоса подсоединяем на минус. Потом отсоединяем его от предохранителя 2 на правом блоке предохранителей и цепляем под саморез крепления самого блока предохранителей.
Теперь если рычаг подрулевого потянуть на себя, включится насос омывателя, а реле паузы включит дворники.
Плату под это дело мне делать стало что-то лень (устал если честно) поэтому купил макетку, на неё приклепал колодку под реле

и поставил остальные реле, а провода с клеммами отрезал от штатных.

После примерки платы, выяснилось, что она отлично подходит на свободное место в трапеции и можно использовать для крепления имеющиеся в ней готовые отверстия. Нужно только просверлить одно отверстие на шасси привода и сделать один кронштейн под винт крепления мотор-редуктора.

В итоге установил плату управления на место:

На место привод встал без проблем, нужно только снять 2 левых дефлектора обдува стекла.
Теперь первое положение переключателя-программируемая пауза, второе-быстрая скорость, мечты сбываются. Вобщем то не обязательно использовать подрулевой, все это можно реализовать и с родным переключателем режимов.

Мда, эта запись с перекурами заняла почти 4 часа времени, давно не занимался эпистолярным жанром.

Схемы управления электродвигателями в электроприводах автомобиля

Схемы управления электродвигателями в электроприводах автомобиля и описание их работы

Большинство электроприводов агрегатов автомобиля имеют простую схему управления включением электродвигателя — либо непосредственно выключателем, либо через контакты промежуточного реле.

В двухскоростном электроприводе изменение частоты вращения вала электродвигателя достигается включением последовательно в цепь якоря резистора, а если конструкция двигателя это предусматривает, изменением числа включенных в цепь катушек обмоток возбуждения или подводом тока к третьей щетке двигателя с возбуждением от постоянных магнитов.

В системе охлаждения двигателя автомобиля электродвигатель вентилятора управляется биметаллическим датчиком температуры охлаждающей жидкости (рис. 2. А). У холодного двигателя контакты SK датчика температуры разомкнуты, обмотка реле KV обесточена даже при включенном выключателе SA. Электродвигатель М вентилятора отключен от сети, и двигатель интенсивно прогревается.

Схема управления электровентилятором системы охлаждения двигателя автомобиля и управления двухскоростным стеклоочистителем
Рис.2. А) Схема управления электровентилятором системы охлаждения двигателя автомобиля. Б) Схема управления двухскоростным стеклоочистителем.

При достижении нужной температуры контакты SF датчика замыкаются, и реле KV включает электродвигатель вентилятора. При переохлаждении двигателя вентилятор отключается. Такая работа вентилятора обеспечивает оптимальный тепловой режим работы двигателя и, как следствие, экономичный расход топлива.

Схема управления электродвигателем стеклоочистителя должна обеспечивать возможность его работы с малой и большой частотой вращения вала, периодического включения электродвигателя с перерывами в 3—5 с, а также укладку щеток при отключении стеклоочистителя в крайнее положение так, чтобы они не загораживали обзор водителю.

На рис. 2. Б. приведена схема управления двухскоростным стеклоочистителем. Электродвигатель М стеклоочистителя управляется переключателем SA, имеющим три положения. Вывод «+» от бортовой сети подключен к переключателю SA через биметаллический автомобильный предохранитель F и выводы 1 и 2 штекерного разъема электродвигателя. Вывод 3 штекерного разъема постоянно соединен с массой. В положении I переключателя SA питание подается на основные щетки электродвигателя, и он работает с малой частотой вращения вала. При переводе переключателя в положение II питание подводится к дополнительной щетке и электродвигатель начинает работать с высокой частотой вращения. Для останова электродвигателя переключатель SA переводят в положение 0. Однако электродвигатель при этом сразу не останавливается, а продолжает работать, получая питание через размыкающие контакты концевого выключателя SQ и выводы 4 и 6.

Схема управления стеклоочистителем с реле РС514 в отечественных автомобилях
Рис. 3. Схема управления стеклоочистителем с реле РС514

После укладки щеток в крайнее положение концевой выключатель срабатывает и замыкает замыкающие контакты. При этом щетки двигателя через выводы 3, 4 и 6 оказываются соединенными накоротко, двигатель начинает работать в режиме динамического торможения, и его останов ускоряется.

На автомобилях семейства ВАЗ широко применяется схема управления стеклоочистителя тепловым реле времени РС514 (рис. 3). Два вывода электродвигателя М постоянно подключены к сети питания (вывод 4 соединен с массой, вывод 2 — с выводом «+» сети). В положении II переключателя SA электродвигатель М получает питание через выводы 1 и 4 и работает с постоянной частотой вращения до тех пор, пока переключатель SA не будет переведен в другое положение. В положении I к сети питания подключаются выводы 3 и 4 реле РС-514. При этом через размыкающие контакты КК:1 теплового реле КК питание поступает к обмотке реле KV. Оно замыкает замыкающие контакты KV:2, и электродвигатель начинает работать, получив питание через вывод 6 реле. Одновременно к сети подключается спираль теплового реле КК. При ее прогреве биметаллическая пластинка реле прогибается и разрывает контакты КК:1. При этом обесточивается обмотка реле KV, его контакты KV:2 размыкаются, отключая спираль теплового реле КК от сети питания, и замыкаются контакты KV:1.

Электродвигатель переходит в режим динамического торможения, когда замкнутся замыкающие контакты концевого выключателя SQ. При этом он будет отключен от сети до тех пор, пока биметаллическая пластинка теплового реле КК не остынет и не замкнут контакты КК:1. После этого реле KV вновь включит электродвигатель в работу.

Таким образом, при положении I переключателя SA достигается прерывистый режим работы стеклоочистителя. При положении 0 переключателя SA электропривод отключается, уложив щетки стеклоочистителя в крайнее положение.

Схема управления стеклоочистителем и стеклоомывателем автомобиля
Рис.4. Схема управления стеклоочистителем и стеклоомывателем автомобиля электронным реле 52.3747

Применение электронных реле позволяет совместить управление стеклоочистителем и стеклоомывателем. На рис.4 показана схема управления приводом стеклоочистителя и стеклоомывателя ветрового стекла автомобиля ВАЗ-2108 электронным реле 52.3747. При положении I выключателя SA система отключается. При этом выводы якоря электродвигателя M1 стеклоочистителя через его размыкающий концевой выключатель SQ и контакты KV:2 реле КV оказываются замкнутыми, вследствие чего обеспечивается динамическое торможение и быстрый останов электродвигателя.

При положении IV выключателя SA напряжение сети через встроенный в стеклоочиститель биметаллический предохранитель F 3 подается на основные щетки электродвигателя М1, и он работает с малой частотой вращения вала. В случае перевода выключателя SA в положение V питание подводится к третьей дополнительной щетке электродвигателя, и он работает с высокой частотой вращения вала; интенсивность очистки стекла увеличивается.

При положении II и III (не фиксированном и фиксированном) выключателя SA осуществляется прерывистый режим работы стеклоочистителя. В этом режиме напряжение подводится к основным щеткам электродвигателя M1 только в том случае, если замкнуты контакты KV:1 реле KV. Срабатыванием реле KV управляет электронная схема реле времени, собранная на операционном усилителе DA и транзисторах VT1 и VT2.

При переводе выключателя SA в положение II или III ток поступает к выводу j реле 52.3747, соединенному с входом операционного усилителя DA. Операционный усилитель обеспечивает периодическую зарядку конденсаторов С2 и СЗ, при разрядке которых на цепь база — эмиттер транзистора VT 1 этот транзистор и транзистор VT2 открываются. Реле KV через переход эмиттер — коллектор транзистора VT2 и вывод 15 подключается к сети питания, срабатывает, контакты KV:1 замыкаются, включая через вывод s электродвигатель стеклоочистителя, который начинает работать с малой частотой вращения. После разрядки конденсаторов С2 и СЗ цепь базы транзистора VT1 обесточивается, он закрывается, закрывается и транзистор VT2, реле KV разрывает контакты KV:1, и стеклоочиститель отключается. Появление напряжения на выводе s реле 52.3747 происходит с частотой 14 циклов в минуту.

Реле 52.3747 при включении стеклоомывателя обеспечивает одновременно включение и работу двигателя стеклоочистителя с малой частотой вращения. При переводе выключателя SA в положение VI (стеклоомыватель включен) через вывод 86 происходит смещение в прямом направлении перехода база — эмиттер транзистора VT4, и транзисторы VT4, VT3, VT1 и VT2 открываются.

Реле KV замыкает контакты KV:1, и стеклоочиститель начинает работать. После отключения стеклоомывателя конденсатор С4 некоторое время разряжается на цепь база — эмиттер транзистора VT3, поддерживая транзисторы VT3, VT1 и VT2 в открытом состоянии. При этом после отключения стеклоомывателя очищение стекла прекращается не сразу, а после двух — четырех полных циклов очистки.

Мотонасос легкового автомобиля ВАЗ-2108

На автомобилях ВАЗ-2108 электродвигатель стеклоомывателя объединен в один узел с насосом, образуя единый узел — мотонасос. Мотонасос нагнетает жидкость в три магистрали — к ветровому стеклу, к заднему стеклу и к фарам. Открытие магистрали осуществляется электромагнитными клапанами. На схеме рис.4 электромагнитный клапан К магистрали подачи жидкости к ветровому стеклу включается одновременно с электродвигателем М2 насоса при переводе выключателя SA в положение VI. Диод VD служит для разделения цепей электродвигателя М2 и клапана К, в результате чего обеспечивается возможность подачи жидкости мотонасосом в другие магистрали. В системе очистки заднего стекла автомобиля ВАЗ-2108 электронное реле времени 45.3747 после возвращения рычага выключателя стеклоомывателя в исходное положение еще в течение 5с держит клапан и мотонасос во включенном состоянии.

Читайте также  Шарарам как собрать вечный двигатель у пина
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector