Схема двигателя каз 4540

Схема двигателя каз 4540

Технические характеристики КАЗ-4540

Самосвал КАЗ-4540 производили на Кутаисском автозаводе (Грузия) с 1984 по 1995 гг. История «Колхиды» — это история амбициозного и перспективного проекта, реализация которого столкнулась с типичными проблемами советской экономики.

В наши дни рабочих экземпляров остались считанные единицы, а сохранивших заводскую комплектацию — ещё меньше.

Описание автомобиля КАЗ-4540 «Колхида»

КАЗ 4540 Колхида был спроектирован как первый в СССР грузовой автомобиль для нужд сельского хозяйства. Мощный и проходимый, приспособленный для использования с зерно- и хлопкоуборочными комбайнами, он полностью отвечал потребностям аграрной промышленности. В частности, его минимальная скорость и проходимость были подогнаны под показатели сельхозтехники (2 км/ч). Разгрузка на три стороны, вместительный прицеп с возможностью перевозить до 12 т, полный привод — для 80-х годов Колхида была поистине революционным проектом.

Разработчики создали не только надёжный, но и комфортабельный автомобиль.

Для удобства водителя были предусмотрены:

  • стартер с кнопочным выключателем;
  • гидроусилитель рулевого управления;
  • противотуманные фары;
  • вентиляция и обогрев кабины.

Грузовой автомобиль КАЗ

По современным стандартам этого, бесспорно, недостаточно даже для базовой комплектации, но тридцать-сорок лет назад о комфортабельности грузовых перевозок мало кто задумывался. Также разработчики позаботились о том, чтобы увеличить пространство кабины, устроить место для сна и отдыха и улучшить расположение органов управления.

К каждому автомобилю прилагалась книга с подробным изображением всех узлов и механизмов и указаниями по самостоятельному ремонту.

На платформе КАЗ-4540 также были разработаны:

  • машина для внесения минеральных удобрений;
  • фургон-рефрижератор;
  • бортовой грузовик;
  • пожарный автомобиль;
  • войсковые транспортные средства и установки боевой техники.

Большинство этих разработок остались на бумаге из-за крайне низкого качества сборки, обеспечившей Колхиде дурную репутацию. Но об этом ниже.

Устройство КАЗ-4540

При разработке автомобиля был реализован ряд инновационных для того времени технических решений. Грузовики КАЗ 4540 получили мощный дизельный мотор, бескапотное исполнение, равную развесовку между мостами. Полный привод с возможностью блокировки дифференциала задней оси обеспечивал превосходную проходимость по полям и грунтовым дорогам.

КПП была отделена от двигателя карданным валом и расположена посередине машины, что позволило распределить вес поровну между передним и задним мостом и, следовательно, облегчило поддержание оптимального давления в шинах.

Моторы для Колхид собирали на Ярославском автозаводе. Дизельный 6-тицилинровый ЯМЗ-КАЗ 642 был ещё одной новинкой — в те времена только начали рассматривать дизельные двигатели как перспективную альтернативу бензиновым. Располагался он над передней осью, под водительским сиденьем.

Особенности конструкции должны были обеспечить такие технические характеристики КАЗ 4540, чтобы автомобиль полностью закрыл потребность аграрной промышленности в грузоперевозках.

Кузов грузовика

К сожалению, качество сборки оказалось настолько низким, что перечеркнуло усилия разработчиков. Экземпляры, сошедшие с конвейера Кутаисского автозавода, не то что не вырабатывали положенный ресурс — в ряде случаев они даже не доезжали до места эксплуатации без ремонта.

Почти сразу выявлялись недостатки в работе топливного насоса и пневмопривода сцепления, протечки масла и рабочих жидкостей, а автоподводка тормозных колодок отказывала на грязных дорогах. Были проблемы с механизмом подъема кабины.

В результате КАЗ снискал себе славу одного из самых неудачных автомобилей советского автопрома. Производство существовало так долго только за счёт принудительного распределения «передовой разработки» по колхозам и совхозам, где на них работали с большой неохотой. При этом устройство и дизайн автомобиля продолжали дорабатывать: принципиальных изменений в конструкции не было, но, например, кабина получила более жёсткие, квадратные формы по сравнению с первыми моделями. Это хорошо видно на фото автомобилей.

Ещё одна проблема, с которой столкнулись заказчики КАЗов — отсутствие запчастей. Если первые модели были совместимы с ЗИЛами, то вскоре ремонтировать их стало попросту нечем. Гордость советского автопрома простаивала и ржавела по совхозам. Отчасти поэтому сохранилось так мало рабочих экземпляров и ни одного — в заводской комплектации.

Технические характеристики самосвала

Габариты:

  • длина — 6 810;
  • ширина — 2 500;
  • высота — 3 740 мм.

Характеристики автомобиля

Размеры кузова:

  • длина — 4 400 мм;
  • ширина — 2 320 мм;
  • высота — 680 мм.

Двигатель — дизельный:

  • мощность — 155 л. с.;
  • объём — 8,14 л.

Прочие особенности:

  1. Грузоподъёмность – 6 тонн.
  2. Масса буксируемого прицепа – 9 тонн по грунту, 11,5 тонн – по дорогам с твёрдым покрытием.
  3. Привод: 4 х 4 (постоянный).
  4. Коробка передач — механическая, 8 ступеней.
  5. Максимальная скорость — 80 км/ч.
  6. Вес в снаряженном состоянии — 3 610 кг.
  7. Расход топлива — от 25 до 50 л / 100 км.
  8. Объём топливного бака — 250 л.

Заключение

История Колхиды — история превосходной разработки, которой не суждено было реализоваться в рамках планово-распределительной системы. Сегодня увидеть эту модель можно главным образом у автолюбителей-энтузиастов.

Впрочем, тюнинг КАЗ 4540 не пользуется особой популярностью — доработка и эксплуатация автомобиля требует слишком больших затрат. Цена колеблется от 80 до 250 тыс. руб.

Обзор и характеристики КАЗ 4540 (Колхида)

Фото КАЗ 4540 спереди

Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) прошел долгий путь работы от 1951 года до 2010 года. Завод закрыт 8 лет назад. За это время грузинские производители представили вниманию общества множество полезных автомобилей. Внимания заслуживают все модели, остановимся на рассмотрении КАЗ 4540. Машина была выпущена в 1984 году. Техника предназначена для различных целей, она может проявить себя в сельском хозяйстве, на строительной площадке.

Содержание:

История создания

Послевоенные годы, военное время, дали понять, что советское производство не соответствует требованиям современности. Большой державе нужно что-то более мощное. Решать нужно было срочно.

Проблема была из-за отсутствия мощных грузовых автомобилей. Урал уже принял свое участие в этом деле, но этого было недостаточно.

Принято решение о подключении к вопросу южных регионов. Грузинский завод Кутаиси был выбран для этих целей, точно не ясно, почему? Репутация завода была сомнительной.

Грузинский завод не пользовался большой популярностью. Это связано с негативными отзывами со стороны водителей. Ненадежные КАЗЫ водители старались всеми правдами и неправдами обходить стороной. Шоферов чуть ли не силой сажали за руль.

В 1951 году грузинские производители представили свой первый автомобиль. Это КАЗ-150, он базировался на узлах и агрегатах ЗИС-150. Все комплектующие передавались из Москвы. На основе первой модели 150 стали появляться другие машины: самосвал КАЗ-585 и седельный тягач КАЗ-120.

Массовой моделью стал грузовик КАЗ-608, он был на конвейере вплоть до 1980 года. Потом он уступил место модели 4540.

Передняя часть КАЗ 4540

В 1984 году появился легендарный автомобиль КАЗ-4540. Он считается самобытным автомобилем, привлекают внимание все детали, особенно двигатель. Конструкция была абсолютно пересмотрена. Вместо бензинового двигателя монтировали дизельный двигатель. Изменения были глобальные. Это последняя модель легендарного завода. Производство остановилось в 2010 году, ценные модели перестали выпускаться намного раньше.

Сфера применения

Автомобиль создавался для конкретных целей большой командой. Его разработки проходили с участием сотрудников из Центрального научно-исследовательского автомобильного, автомоторного института (НАМИ).

Производители поставили цель – сделать универсальную модель, которая будет перевозчиком в сельскохозяйственной сфере.

Фото КАЗ 4540 сзади

Предназначение – без сложностей преодолевать полевые дороги, поля для сбора урожая. КАЗ 4540 сможет вывозить много тонн груза за один рейс при высоких ходовых возможностях на трассах общего назначения.

О быстрой разгрузке производители позаботились. Трехстороннее опрокидывание кузова это гарантирует, это решение приняли не сразу.

На протяжении испытаний грузовик показал свои возможности. Сначала было решено выпустить 500 моделей, в последующем увеличить объем производства до 20 000 моделей ежегодно. Планы не были реализованы.

Салон кабины

Кабина рассчитана на 3 человек. Она находится перед передним мостом. Сиденья позволяют комфортно передвигаться пассажирам и водителям. Чтобы открыть доступ к двигателю, нужно ее поднять вперед. Она перемещается с помощью шарниров и гидравлического подъема.

Фото салона КАЗ 4540

Салон КАЗ 4540 оптимально укомплектован:

  • отопитель;
  • радиоприемник;
  • ультракоротковолновая радиостанция;
  • кондиционер.

Салон оформлен грамотно, доступ ко всем примочкам беспрепятственный. Отсутствует спальное место, машина предназначена не для дальних путешествий. Это «сельхозник».

Двигатель и КПП

ПоказательЕденица измеренияЗначение
Кабинамест2, в модификациях со спальным местом
Кузов

Грузовая платформа самосвального типа

Мотор стоит дизельный – прорыв. Им занимались на Ярославском моторном заводе. 6-цилиндровый мотор качественно выполняет свою работу. Характеристика двигателя:

  • мощность «ЯМЗ-642» – 160 л.с. (118 кВт);
  • максимальная частота вращения – 2600 оборотов в минуту;
  • объем – 8,14 л.;
  • диаметр цилиндра – 12 см, ход поршня – 12 см;
  • степень сжатия – 17.

Коробка передач у модели самобытная. Она не агрегатирована с двигателем: мотор находится в передней части КАЗ 4540, коробка посередине. Между ними карданный вал.

Решение удачное, можно легко совершать манипуляции с коробкой. Характеризуется она, как механическая, 8-ступенчатая с одноступенчатой раздаточной коробкой.

Шасси (подвеска, тормоза, рулевое)

Передок КАЗ 4540

Производители сделали подвеску на одиночных продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска функционирует на двойных продольных полуэллиптических рессорах.

Проходимость автомобиля в любых ситуациях объясняется крепкой ходовой. Трансмиссия дает возможность автомобилю сопровождать комбайны, двигаясь со скоростью минимум 2 км/ч. Пневматическая тормозная система, тормозные механизмы функционируют корректно со всей долей ответственности.

Из технических характеристик стоит отметить следующие параметры:

  • длина – 6,575 м, ширина – 2,500 м, высота – 2,830 м;
  • параметры платформы: длина – 4,400 м, ширина – 2,320 м, высота – 68 см;
  • грузоподъемность – 6 тонн;
  • емкость бака – 250 л.

Параметры машины оправдывают ожидания грузинских специалистов.

Плюсы и минусы

Достоинства КАЗ 4540 многочисленны, достоверных отзывов водителей нет:

  • это первый грузовик, определенный под сельскохозяйственные цели;
  • машина переняла много оригинальных решений;
  • более доступный ремонт и обслуживание всех частей авто;
  • высокая проходимость и грузоподъемность;
  • 3 рабочих зоны на платформе;
  • бескапотная с необходимыми дополнениями;
  • яркое цветовое решение.

Какой бы ни была идеальной эта модель, без недостатков не обошлось:

  • механизм подъема кабины выходил из строя и нуждался в ремонте;
  • протечка масла и рабочих жидкостей в области стыка узлов и механизмов двигателя и трансмиссии;
  • в автоматическую подводку тормозных колодок часто попадала грязь, из-за этого были проблемы;
  • ТНДВ выходил из строя, не давая нужную информацию.

КАЗ 4540 на дороге

Были большие проблемы с поставкой запчастей. Их не было вообще. Водители КАЗ 4540 искали выход, как могли – подбирали детали из других автомобилей.

Есть мнение, что недостатки автомобиля связаны с низкой квалификацией специалистов, которые занимались им. Если бы этим делом занимались более грамотные специалисты и руководители, эффект бы превзошел все ожидания.

Из-за того, что автомобиль получил отрицательную репутацию, у завода появились проблемы со сбытом. По итогу заводу не удалось реализовать все свои задумки. Машину выпускали недолго, хотя в планах было другое.

Но все не совсем честно утверждение, что это из ряда вон плохой автомобиль. Даже сейчас можно встретить функционирующий грузовик тех времен.

Логично, что сейчас уже невозможно найти новую модель. А вот раритетные еще остались. Правда объявления о продаже немногочисленны. Если КАЗ 4540 на ходу в нормальном состоянии (1989-1990 года выпуска), ее стоимость от 200 000 до 250 000 рублей.

Кабина КАЗ 4540

В России объявления о продаже авто не многочисленные, а вот на Украине напротив. Цены абсолютно разнообразные – от 50 000 до 130 000 гривен.

Это сложно представить, но есть 1 экземпляр, который совершает нечастые путешествия по дорогам Красноярска. И об этой модели очень заботятся. Она находится в музее «Авто-ретро». Модель имеет всю комплектацию в работающем состоянии. Это идеальный оригинал, созданный со всей ответственностью

Восстановительными работами занимались грузинские специалисты (Автандил Пипия и Бадри Зарандия). Чтобы получить один грузовик, потребовалось приобрести два. Так как они имели различного уровня состояние. Обе модели были обнаружены в Дивногорске. О состоянии машин никто не беспокоился, поэтому состояние было соответствующее.

На сборку машины ушло менее года. На выставках модель пользуется популярностью. Так комментирует это директор клуба Авто-ретро.

Выводы

По итогу работ были произведены многочисленные реконструкции и доработки. Из-за этого выпуск машины отодвинули на почти 5 лет. В итоге партия из 500 машин была подготовлена к 1984 году. Через год модель была поставлена на конвейере. В год выпускалось 5 000 машин.

На базе оригинального 4540 были выпушены другие модификации: 4440, 4430. Распад СССР привел к остановке сбыта. До 2001 года производители справлялись ситуацией, позже автомобиль этой модели канул в небытие.

КАЗ-4540. «Шайтан-арба»

История КАЗ-4540, или «шайтан-арбы», как прозвали машину острословы, началась в 1975-м, когда НАМИ, Балашовское КБ по прицепам и Ярославский моторный завод взялись совместными усилиями соорудить концептуально новый транспортно-технологический автопоезд для сельского хозяйства. Лейтмотивом ТЗ на разработку 11-тонного автопоезда определили способность машины обеспечить оперативную доставку плодоовощной продукции с поля к месту хранения и быструю ее выгрузку.

КАЗ-4540. «Шайтан-арба»

Планируемый объем производства составлял 20 тыс. автомобилей в год. Результатом пятилетней работы тройственного «альянса» стал сельскохозяйственный автопоезд, состоящий из двухосного полноприводного грузовика КАЗ-4540 и двухосного же самосвального прицепа ГКБ-8535. В качестве идейного вдохновителя машины был выбран опытный образец НАМИ-0215 – по сути, обычный КАЗ-608В, который сделали полноприводным. КАЗ-4540 имел постоянный привод на все колеса, причем с блокируемым (клавишей на приборной панели) задним дифференциалом.

Тягач снабдили дизельным V6 мощностью 155 л.с., произведенным ярославскими машиностроителями, и 8-скоростной (4 передачи и делитель) механической коробкой передач. Любопытно, что для лучшей развесовки груженого автомобиля двигатель установили перед передней осью, а коробку и раздатку – по центру автомобиля, под кузовом. В результате этого «изюминкой» компоновки стала одинаковая, по 6 тонн, нагрузка на каждую из осей.

Что касается коробки, то ее индивидуальное местоположение, с одной стороны, потребовало использования дополнительного промежуточного кардана, а с другой, существенно облегчило ремонт и обслуживание агрегата. Ру­ле­вое управ­ле­ние оснащалось гидравлическим усилителем, а пневматические тормоза ба­ра­бан­но­го типа имели ав­то­ма­ти­че­ское ре­гу­ли­ро­ва­ни­е за­зо­ров между тор­моз­ны­ми ко­лод­ка­ми и барабаном. Для лучшей проходимости самосвал снабдили односкатными радиальными широкопрофильными шинами.

А для удобства разгрузки – кузовом с возможностью трехстороннего опрокидывания. Полностью стальной кузов мог оснащаться надставными бортами для перевозки легких и объемных, типа хлопка, грузов. Забегая вперед, заметим, что к 1990 г. в Кутаиси освоили выпуск КАЗ-4540-01, который, в отличие от обычной машины, имел гидравлическую систему запирания бортов. Аналогичным образом был выполнен прицеп. Кстати, объем «высокого» кузова приближался к ошеломительным 14 кубометрам. Основными узлами шасси КАЗ-4540 являлись штампованно-клепаная рама, персональные мосты, подвеска на полуэллиптических рессорах (спереди на одинарных, сзади на двойных). Яркой инновацией, до тех пор не применявшейся в Советском Союзе, стало использование дискового шарнира равных угловых скоростей, более «живучего», нежели типичный сферический. Машины первых серий имели круглую форму передних крыльев и бочкообразный топливный бак. Впоследствии эти элементы были «оквадрачены».

Трех­мест­ная ка­би­на во­ди­те­ля, на­хо­дящаяся над двигателем, отличалась не только невиданным простором, но и относительным комфортом. Она была оборудована местом для отдыха, имела кнопочный стартер, вентилятор обдува и пр. Было даже зарезервировано место под магнитолу. Для об­слу­жи­ва­ния мотора ка­би­на от­ки­ды­ва­лась впе­ред на шарнирах. Компоновочная схема кабины КАЗ-4540 повышала маневренность автомобиля, позволяла рационально использовать площадь кузова и улучшала обзор с места водителя. Автомобиль окрашивался исключительно в оранжевый цвет. Грузоподъемность автопоезда равнялась 11,5 т, а полная масса превышала этот показатель почти в два раза. Автомобиль мог тянуть за собой прицеп массой 12 т. На грунте вес прицепа было необходимо ограничить 9 тоннами.

На асфальте КАЗ-4540 мог разгоняться до крейсерских 80 км/ч. А по полю автомобиль был способен ползти за комбайном всего на 2 км/ч. Расход топлива у КАЗ-4540 при полной загрузке достигал 50 литров на 100 км пути при объеме топливного бака 250 л. Накануне серийного производства проводились широкомасштабные испытания, в ходе которых было построено два десятка опытных образцов. Множество изменений и доработок конструкции обусловили длительный доводочный период, составивший почти 5 лет. В 1984 году была выпущена опытная серия в количестве 500 экземпляров. А через год КАЗ-4540 основательно «поселился» на конвейере. Производилось около 5000 автомобилей в год. Спустя 5 лет была подготовлена проектная документация на фургон-рефрижератор, бортовой грузовик и пожарный автомобиль. Разработки остались невостребованными. На основе КАЗ-4540 были разработаны седельный тягач КАЗ-4440 и грузовик КАЗ-4430 с колесной формулой 6×4. После распада Советского Союза сбыт КАЗ-4540 практически умер. Для внут­рен­не­го грузинского рынка выпускалось 15–20 автомобилей в год. Выпуск про­дол­жал­ся до 2001 года, после чего КАЗ-4540 бесславно ушел в небытие.

КАЗ-4540. Последняя «Колхида»

За двадцать лет производства грузовиков в Кутаиси поняли, что создать полноценный дорожный грузовик у них не получается. «Цирковую лошадь», «подгорный тягач», «Сервант», как только не называли выпускавшиеся с 1961 года КАЗ – 606 и с 67-го КАЗ – 608, ругали все водители, которым довелось на ней ездить, ругали на чем свет стоял, имея на то все основания. Поэтому в конце 70-х годов инженеры КАЗа совместно с НАМИ начали проектировать полноприводный дизельный грузовик для сельскохозяйственных работ.

Задумка, надо сказать, была неплохая. Предполагалось, что это будет двухосный грузовик повышенной проходимости, самосвал с возможностью трёхсторонней разгрузки с автоматически открывающимися и закрывающимися бортами, и такой же самосвальный прицеп к нему проектировался. В итоге получился грузовик весьма необычного (для советского автопрома) вида.

Сильно вынесенная вперед кабина требовала от водителя сноровки, особенно в узких поворотах и на лесных дорогах. Машину, хоть и нечасто, использовали в качестве лесовоза. Спальника в кабине уже не было. По иронии судьбы, «Колхида» была первым советским грузовиком, в котором появился штатный спальник, но поскольку КАЗ-4540 изначально не проектировался как грузовик для дальних поездок, от спальника решили отказаться. Максимальная скорость была маленькой, всего лишь 75 км/час (в реальности едва за 60 км/час разгонялась), конструкторы, видимо, посчитали, что эта машина по асфальтированным дорогам ездить будет редко, в основном по полям.

Надо сказать, что проходимость у этой «Колхиды» действительно была хорошей, грузовик уверенно шел и по пашне, и по пескам. Пока карданы не сворачивало, они не отличались надёжностью и долговечностью. Как и рама, как и коробка передач, как и многое другое в этой машине.

Дизельный двигатель ЯМЗ 642 был укороченной, 6-цилиндровой версией двигателя Камаз-740, мощность его составляла 155 л.с. От двигателя к коробке, сблокированной с раздаткой в одном корпусе, шел карданный вал, это было одно из слабых мест грузовика. Привод сцепления был пневматический. Коробка передач – механическая, 8 ступенчатая, не всегда выдерживала крутящий момент дизеля, и если свёрнутый кардан был заменен на что-то более мощное, то могла приказать долго жить.

Еще одним слабым местом грузовика была рама. Сначала ослаблялись крепления кронштейнов рессор (подвеска была рессорной), а затем и вся рама начинала «играть». Штатного топливного бака не всегда хватало даже на 250 километров пробега, ставили баки от других грузовиков, в основном от МАЗа.

Для доступа к двигателю требовалось поднять кабину, особых проблем это не доставляло, имелся штатный механизм подъема, а вот при опускании надо было проявлять внимание, следить, что бы рычаг переключения передач правильно стал на своё место.

Привод тормозов был пневматический, и казалось бы, уж там проблем никаких быть не может, но и там без них не обошлось. Тормоза были барабанные, а вот «трещеток» не было, вместо них была задумана автоматическая регулировка колодок, которая, конечно же, не работала.

Общее впечатление такое, что машина получилась «сырая» и требовала работ над ошибками, ведь сама по себе задумка была хорошая, такой грузовик в сельском хозяйстве очень был нужен, и потребность в нем загрузила бы завод заказами. Изначально для испытаний собрали 20 машин, испытания проводились преимущественно в полях, по полному циклу – от сбора продукции до выгрузки её на базу. Каким-то образом испытания машины прошли успешно. Выпускать КАЗ-4540 начали в 1984 году, так, по сути, и не излечив его от «детских болезней». Бывали, впрочем, и экземпляры, которые ездили и не ломались особо, причем не единичные образцы, но дурная слава предыдущих моделей и некачественное производство 4540 своё коварное дело сделали. А ведь могло быть всё иначе.

После распада СССР у КАЗа начались проблемы с заказами, а у тех, кто уже имел эти машины – с запчастями. Ставили на них что было. Дизели СМД и Д-240, коробки передач от Камаза, раздатки от Урала и редукторы от Зила, или целиком мосты меняли. В 90-х эти машины кое где еще встречались, к 2000-м сошли на нет.

Официально эта модель производилась до 2001 года, но с начала 90-х производство было ориентировано на внутренний рынок, выпускали максимум 30 машин в год. С 2001 года грузинский автопром своими поделками уже никого не мучил.

Читайте также  Как влияет датчик температуры двигателя на работу...
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector