Как увеличить мощность двигателя парсун 5

Как увеличить мощность двигателя парсун 5

В погоне за рыбой. Как увеличить мощность лодочного мотора

Обычно все начинается после приобретения лодочного мотора линейки одинаковых характеристик, но разных показателей по мощности. Выбирается менее мощный, просто потому, что он был дешевле, либо для ознакомления с миром боутинга.

Вообще, прежде чем копаться в своем любимце, проверьте, соблюдаете ли вы основные правила для увеличения скорости моторной лодки?

При более подробном знакомстве с лодочными моторами и появлении некоторого опыта, казус в характеристиках и выявляется. Абсолютно одинаковые показатели по кубатуре рабочего объема и передаточных чисел, вес двигателя и т.д., близких друг к другу мощностей, начинают настораживать. Либо просто не хватает одной- двух лошадок для уверенного выхода в режим глиссирования.

И тут начинается поиск истины. Хотя последующее приобретение комплекта лодка/мотор имеет солидную прогрессию размер/мощность, из имеющегося на данный момент лодочного моторчика, хочется напоследок выжать все возможное.

Для судоводителя, решившего поменять свое плавсредство на новое по стандартной схеме, в разы увеличив размер и мощность, поможет только покупка нового мощного мотора. Из пятнашки тридцать лошадок не выгнать. А если и могло бы получиться, то не более, чем на час работы.

Но есть линейки моторов 4-5-6-8 л.с. , в которых, почти у всех производителей, предыдущая модель будет являться ужатой версией следующей, за исключениями обратного действия — форсирования одной базовой модели. Та же история и с линейками 9.9-15-20, 25-35, 35-40. Тут мы уже можем кое-что сделать, только расходы на комплектующие все равно будут, так что это оправдано, если лодочный мотор в ближайшее время менять мы не собираемся.

Для двухтактных лодочных моторов с равным рабочим объемом, процедура довольно проста.
1. Наиболее редкий случай, сейчас почти не применяется.
В зависимости от модели и производителя, доступ топлива в картер перекрывает искусственно созданное препятствие, выполненное в виде отступа за карбюратором, на проставке впускных окон.

Простое удаление увеличит поступление смеси, но для перехода в следующий мощностной ряд, необходимо будет заменить карбюратор. Т.е., точнее сказать, диффузор карбюратора с жиклерами, но по — сути, это та же замена карбюратора. Первый случай так же может быть совмещен со вторым.
2. Наиболее частый случай.
Доступ топлива в катер перекрывает один или несколько лепестковых клапанов. Правильное его название — обратный пластинчатый клапан. Лепестковые клапаны находятся в большинстве маломощных моторов непосредственно в картере блока цилиндров, и имеют посадочные места изнутри. Но есть и модели, где клапаны установлены на проставочной пластине за карбюратором, в основном, начиная от 9.9 л.с. Такой вариант значительно упрощает их замену, но увеличивает шумность впуска и снижает компактность.

Количество лепестков и конфигурация проставок сильно различаются, включая и самый распространенный стандартный «домик». Клапан имеет простейшее устройство в виде жесткой, изогнутой внутрь картера под углом 6-12 градусов, металлической пластины и такой же по форме лепесток, только тонкий и гибкий.

Под действием разряжения, создаваемого в картере при ходе поршня к ВМТ, лепесток втягивается внутрь и открывает доступ в кривошипную камеру для топливной смеси, которая поступает в картер благодаря все той же силе всасывания.

При ходе поршня к НМТ, происходит обратная ситуация, создается избыточное давление в кривошипной камере, и пластинчатый клапан автоматически закрывается, но не сразу, т.к. существует инерция топлива. Это позволяет несколько изменить диаграмму работы мотора и слегка ее оптимизировать, а так же предотвратить обратный выброс смеси и снизить расход топлива. Таким образом, кривошипная камера с поршнем играют роль, грубо говоря, топливного насоса.

Материалы для лепестков используются самые различные, включая композитные. К обратным пластинчатым клапанам применяются жесткие требования,т.к. они обладают большим гидравлическим и аэродинамическим сопротивлением. Материал должен быть очень гибким и выдерживать множество циклов работы. Широко применяется стеклотекстолит, а композитные, из того же карбона, обладают очень высокой чувствительностью, малым сопротивлением и длительным сроком службы.

Так же важна, соответственно, и форма лепестка, и качество седел для них. На малых лодочных моторах, где клапан установлен внутри картера, седла отсутствуют, клапан в закрытом положении прижимается непосредственно к плоскости корпуса блока.

В ужатой версии лодочного мотора закрываются один или два ограничителя хода лепестка — те самые жесткие металлические пластины. Они просто поджаты, не имеют угла отгиба внутрь кривошипной камеры. Топливная смесь в таком случае поступает только через один лепесток, и, разумеется, диаметра впускного отверстия не хватает для насыщения камеры сгорания. А мощность у нас напрямую зависит от рабочего объема и количества воспламеняемого топлива.

С рабочим объемом, мы, конечно, смиримся, а вот количество топлива увеличим. Делаем угол отгиба ограничителя как на рабочем, либо просто приобретаем новый. Помимо этого, на некоторых моторах еще чуть добавить мощности поможет увеличение стандартного угла. Конечно, он не должен приближаться прямо к 90 градусам. Лепесток должен нормально закрываться и не испытывать таких сильных нагрузок.

Отгиб может быть увеличен всего на пару миллиметров, не более. В противном случае, нас может ожидать нестабильная работа, перелив и повышенный расход топлива, а так же срыв лепестка.

Углы с производства приходят несколько меньшими именно с целью увеличения ресурса клапана. Здесь помогают уже экзотические материалы. Замена диффузора в некоторых случаях не нужна, но главные топливные жиклеры от карбюратора, следующего по мощности мотора, имеют другие размеры посадочных мест, поэтому, приходится менять все вместе. Так же встречаются модели, где после придания клапанам нормального вида, достаточно всего лишь сделать регулировку уровня топлива в поплавковой камере, поскольку, на соседних по мощности моделях моторов, карбюраторы одинаковые, но это редкий случай.

Часто, при одинаковых диффузорах, обходятся аккуратным рассверливанием жиклера и регулировкой поплавка. После любой «модернизации» пластинчатых клапанов, необходима регулировка количества подаваемой карбюратором смеси, важно не допустить ее обеднение.
При варианте нахождения лепесткового клапана внутри картера, придется снять блок цилиндров и разобрать его.
Свеча, после возвращения мотора в нормальное состояние, подбирается уже как на следующий по мощности, и зазор выставляется так же, если у производителя есть такие изменения. Так же поступаем и с винтом, а наш оставляем, как грузовой.
При разборке мотора у нас как раз появляется доступ к впускным окнам кривошипной камеры. Поэтому необходимо сразу убрать с их краев все заусенцы и тщательно отполировать. То же в идеале, нужно сделать и выпускными ходами.
На очень немногих моделях моторов присутствуют простые ограничители хода топливной заслонки. Конечно, их надо убрать, а сняв карбюратор, проверить ход лепестков, что бы открывались все, при нажатии на них, к примеру, отверткой.
При таком варианте дефорсирования, менять карбюратор не нужно.
Для четырехтактных лодочных моторов расхождения присутствуют в изменении настроек клапанов ГРМ и карбюраторах. В мощных впрысковиках еще придется сделать перепрошивку электронного блока.

Работы по возвращению мотору своих лошадей не сложны, но в обязательном порядке необходимо научиться контролировать качество смеси, регулировать карбюратор и не допускать обеднения. Хорошим детектором в этом плане являются свечи зажигания. Так же, на моторах от 9.9 л.с. придется откорректировать зажигание для всех диапазонов оборотов, сдвигая его к более раннему. Но не в коем случае не отступайте от маркировок свечей и их зазора, рекомендованные производителем для вашего мотора, ну или для того, который у вас теперь получился. Играть со свечами можно только при наличии большого опыта сервисмена, тем самым изменяя некоторые характеристики мотора.

Можно ли увеличить мощность лодочного мотора?

Для многих владельцев плавсредств вопрос о том, можно ли увеличить мощность двигателя, является чисто риторическим, поскольку они считают лучшим решением проблемы на долгие годы — покупать лодочные моторы под конкретные требования и условия эксплуатации. Тем не менее, мысль о том, что в мире нет ничего невозможного не дает покоя тем рулевым, которые постепенно приобретая мастерство и покоряя водное пространство на новых скоростях, мечтают о большем. Реально ли организовать тюнинг лодочного мотора, дав волю своим рукам? Каким образом это можно сделать? Чем могут грозить подобные метаморфозы заводского агрегата? Разберем все эти вопросы в нашей статье.

Повышение мощности лодочного мотора — реально ли “раскрыть” потенциал агрегата

Сравнивая модели двигателей в одной линейке, нельзя не заметить, что практически одинаковые по своим техническим характеристикам (от веса и размера до рабочего объема двигателя) изделия имеют небольшую разницу только в мощности. Этот факт интригует, настораживает и вызывает желание усовершенствовать движок, чтобы за счет некоторых конструктивных изменений получить на выходе более впечатляющий показатель мощности.

Тут сразу следует отметить, что стремление купить лодочные моторы, комплектующие и расходники за меньшие деньги и выжать из них все, на что способны значительно более мощные аналоги должно ограничиваться элементарным здравым смыслом. Сразу поймите, что из 10 лошадиных сил вам никак не сделать 20.

Еще одно предупреждение для умельцев на все руки — когда вы собираетесь выжимать лишние лошадки из младших “удушенных” версий ПЛМ “Сузуки” или “Парсун”, ваши действия оправданы лишь тогда, когда в ближайшие годы вы не собираетесь менять движок на новый.

В случае покупки двигателя иностранного производства, выжать из него большую мощность, чем заявлено в характеристиках, действительно реально. Нередко изготовители поставляют в продажу лодочные моторы высокой мощности с установленными ограничителями. Какой в этом смысл? На самом деле причины вполне объяснимы:

  • Производители получают возможность расширить свой модельный ряд, представляя одну и ту же по сути модель в разных модификациях. А широкий модельный ряд — это всегда дополнительное конкурентное преимущество.
  • Установка ограничителей обусловлена соблюдением существующих законов относительно охраны окружающей среды. В европейских странах контролирующие органы пристально следят за соблюдением экологических нормативов по количеству вредных выхлопов.

Так что приобретая недорогие подвесные лодочные моторы, запчасти и аксессуары, вы можете попытаться раздушить их. Раздушка — это способ снять те самые ограничители, о которых мы говорили выше. Душат моторы производители разными способами — одни ставят на микрочип соответствующую прошивку, другие просто устанавливают переключатель, третьи меняют определенные детали. Но по факту, после грамотно проведенной раздушки ПЛМ должен начать работать в полную силу.

Потенциал для разгона есть, по большому счету, у каждого лодочного движка. Но на практике, вмешательство в заводские схемы выдерживают не все агрегаты. Этот фактор риска следует брать во внимание перед тем как приступать к раздушке.

Увеличение мощности двухтактного лодочного мотора

Двухтактные движки считаются более легкими по весу, доступными по стоимости, но более шумными и дымящими, хотя в современных моделях ПЛМ негативные моменты уже сведены к минимуму, благодаря тому, что производители постоянно совершенствуют свою продукцию, используя передовые технологии. Повысить мощность двухтактного двигателя — дело не запредельно сложное. Существует ряд параметров, влияющих на мощность и поддающихся коррекции.

  1. Ограничитель хода дроссельной заслонки. От этой детали можно просто избавиться. Поищите ее, заглянув в воздухозаборное окно карбюратора. Если заслонка целиком открыта на полном ходу, вопрос отпадает, а если ограничитель мешает ей открыться на 90 градусов, значит вы обнаружили лишний элемент.
  2. Лепестковый клапан. Эта деталь размещается между двигателем и карбюратором (в некоторых моделях расположение может быть иным). Если один из лепестков клапана пережат металлической пластиной, это ограничивает поток горючей смеси. Освободите лепесток, отжав пластину, и мощность двигателя будет увеличена.
  3. Цилиндр. Чтобы придать ему объем повнушительнее, цилиндр протачивают, а поршень оснащают добавочными компрессионными кольцами.
  4. Карбюратор. Полностью разобрав карбюратор, специалисты рассверливают диффузор (а иногда и жиклер на 0,1 мм). После подобных манипуляций придется по новой регулировать уровень поплавка и состав горючки.

Добившись появления лишних лошадиных сил для двухтактного лодочного мотора, не забудьте заменить свечи на соответствующие новым показателям, а также отрегулируйте угол зажигания с не существенным опережением.

Как увеличить мощность четырехтактного мотора

Четырехтактники обладают впечатляющим количеством преимуществ, благодаря которым они обходят своих двухтактных собратьев. В них не нужно смешивать топливо с маслом, расход горючего при высоком КПД остается достаточно экономным, показатели шума — минимальные.

Увеличивать его мощность следует по тому же принципу, что и в случае с усовершенствованием двухтактного агрегата. Но присутствует пара нюансов.

  1. После выполнения всех манипуляций по корректировке придется заново настроить зазоры входных и выходных клапанов в газораспределительном механизме. Поскольку объем горючей смеси увеличился, зазоры клапанов тоже должны стать больше. Угол опережения тоже неплохо было бы увеличить на пару градусов.
  2. В отдельных ПЛМ нет ни заглушенных лепестковых клапанов ни ограничителей хода. Отсутствие этих деталей говорит о том, что параметры агрегата регулируются с помощью встроенного чипа. Здесь действовать придется по совершенно другому принципу — гаечный ключи и грубая сила тут уже не актуальны. Вы вступаете на скользкую почву — тюнинг электронного блока управления остается территорией малоисследованной. Ну, по крайней мере, не так широко распространенной, как в случае с автомобилями. Чтобы не наломать дров самостоятельно, попробуйте порыться на китайских сайтах в поисках специализированного софта. Альтернатива — обращение в сервисный центр, где за работу возьмется высококвалифицированный мастер, способный произвести необходимые расчеты и придать вашему движку новые силы.

Что еще может помочь в разгоне ПЛМ

Перед тем как хвататься за инструменты и механически воздействовать на мотор, попробуйте оптимизировать некоторые другие параметры, влияющие на скорость, которую может развить ваша лодка.

  1. Разберитесь с вещами, которыми вы не пользуетесь на воде, но берете с собой. Избавив лодку от лишнего груза и снизив нагрузку на нее, вы получите неплохой результат. Так, например, транцевые колеса при возможности лучше оставить на берегу. Критически оцените размер бензобака. Попробуйте избавиться от одного из якорей или заменить его на плавучий.
  2. Осмотрите винт на предмет погрешностей. Сколы, трещины, шероховатости и даже заметные царапины снижают выталкивающую силу. Отшлифуйте винт или замените при необходимости на 4-лопастный вариант, который поднимет КПД за счет более тонких лопастей.
  3. Приподнимите немного движок (иногда используют специальные подставки), чтобы снизить за счет этого сопротивление сапога дейдвуда. Только не переборщите.
  4. Контролируйте давление в баллонах. Важно сохранять его на достаточно высоком уровне, поскольку именно этот фактор имеет существенное влияние на максимальную скорость передвижения надувного плавсредства. Баллоны надо качать, пока они не начнут звенеть, после спуска на воду давление немного упадет из-за охлаждения воздуха.

Помимо упомянутых моментов, неплохой результат может дать правильное приготовление топливной смеси и элементарная регулировка системы зажигания.

Увеличение мощности лодочного мотора

Я думаю ни для кого не секрет, что в одной линейке производителя лодочных моторов всегда есть ряд моделей, которые отличаются только мощностью, в то время как такие показатели как рабочий объем двигателя, передаточное число, вес, размер и т.д. остаются абсолютно одинаковыми. Это немного интригует и настораживает. А если вы к примеру купили мотор меньшей мощности из этой линейки, то вы понимаете, что ваш экземпляр просто “задушен”.

Все это наталкивает на поиск реального положения дел. Всегда хочется получить большее за меньшие деньги и выжать все, на что способен ваш мотор. Но тут нужно иметь ввиду то, что для того чтобы значительно увеличить мощность нужно покупать более тяговитый мотор. Из 10 л.с. 20 вы никак не получите.

Из имеющихся на рынке, такие линейки моторов как 4/5/6/8 л.с.; 9,9/15; 15/20; 25/35; 35/40 у большинства производителей имеют одинаковые характеристики за исключением мощности. Тут либо младшие модели это удушенные версии более старших или наоборот – старшие это форсированные младшие модели. В данной ситуации у нас руки развязаны и мы в принципе можем выжать лишние лошадки из “младшеньких”. Но это скорее оправдано, если вы не собираетесь в ближайшие несколько лет менять мотор. Вот к примеру переделка Ямахи 9 в Ямаху 15.

Увеличение мощности двухтактных лодочных моторов

С 2-х тактниками все достаточно просто. Вот несколько вариантов:

  1. На младших моделях в карбюраторе присутствует некое препятствие, перекрывающее доступ топлива в картер. Оно выглядит как отступ за карбюратором на выпускных окнах. Простым удалением этого препятствия значительного увеличения мощности добиться не получится. Нужно менять карбюратор.
  2. На пути топлива в картер может быть установлен лепестковый клапан. На совсем маломощных моторах такие клапана устанавливают прямо в блоке цилиндров. У чуть более мощных моделей от 9,9 л.с. этот клапан установлен за карбюратором на проставочной пластине. В блоке цилиндров клапан заменить конечно несколько сложнее. Заменив клапан вы повысите шумность впуска. Клапаны различаются по форме и количеству лепестков, но конструкция у них у всех одна. Это жесткая изогнутая металлическая пластина с тонкими гибкими лепестками такой же формы. Действует клапан следующим образом: ход поршня к верхней точке создает разряжение в картере, лепесток втягивается внутрь и открывает доступ топливу, которое под той же силой проходит через него, когда поршень идет к нижней точке избыточное давление закрывает клапан, но не сразу из-за инерции топлива. Все это дает нам возможность оптимизировать диаграмму работы двигателя и предотвратить выброс топлива при обратном ходе поршня.

Лепестки для клапанов делают из самых различных материалов. Требования к ним применяются самые жесткие из-за того, что они постоянно подвергаются высоким гидравлическим и аэродинамическим нагрузкам. Основные требования к материалу это гибкость и прочность, дабы он выдержал большое количество циклов работы. Основные материалы это текстолит и композитные из карбона. Кроме материала, из которого изготовлен лепесток, важна и его форма и качество “седла” для него. Клапана на маломощных моторах не имеют седел, т.к. они установлены внутри блока и прижимаются к его стенкам.

“Задушенные” версии моторов имеют вместо нескольких рабочих лепестков всего один. Другие лепестки поджаты и не имеют хода. Соответственно впускное отверстие маленькое и камера сгорания не насыщается достаточным количеством топлива. А мощность как известно имеет прямую зависимость от рабочего объема и количества и качества топливной смеси.

Объем конечно же мы увеличивать в этот раз не собираемся, а вот для борьбы с “несправедливостью” по поводу клапанов нужно просто привести в рабочее состояние все лепестки клапана или купить новый. Также еще чуток поднять мощность можно увеличив стандартный угол отгиба лепестков. Но не нужно давать ему возможность отгибаться на 90 градусов, он должен нормально закрываться и открываться. Увеличивать угол можно всего на пару миллиметров, иначе вы можете получить нестабильную работу мотора, увеличение расхода топлива и даже срыв лепестка.

Будьте готовы к замене нескольких деталей. При такого типа модернизации не всегда требуется замена диффузора, а вот жиклеры от более мощного мотора уже имеют и другие посадочные размеры, так что придется менять все. Достаточно редком можно встретить мотор, после изменения угла отгиба лепестков клапана которого, не нужно более ничего заменять, а нужно лишь отрегулировать уровень топлива в камере, т.к. его более мощный мотор-собрать имеет точно такой же карбюратор.

Если диффузору у младшей и старшей модели одинаковые, то в принципе можно просто рассверлить жиклер и отрегулировать поплавок. Обязательно после изменения лепестковых клапанов всегда производите регулировку смеси, обеднение ее не допустимо.

После подобных модернизаций свечи зажигания уже подбираются под обновленную мощность. Также возможно нужно изменить зазор если это требуется производителем. Гребной винт тоже нужно поменять, а наш старый пойдет как грузовой. Кроме того не забудьте провести корректировку зажигания делая его чуть более ранним.

Увеличение мощности четырехтактных моторов несколько сложнее и затрагивает настройки клапанов ГРМ и карбюратора. В моторах с прямым впрыском также потребуется перепрошивка “мозга”.

Как увеличить мощность лодочного мотора: раздушка и прошивка

Согласно законодательству РФ и ГИМС МЧС регистрации подлежат лодочные, бензиновые, подвесные двигатели, мощность которых превышает 10,88 лошадиных сил.

Исходя из этого, китайские производители лодочных моторов щедро снабжают отечественный рынок вариантами движков с завуалированной мощностью 9,8 и 9,9 л/с.

На практике, каждый водомоторник теоретически знает, как сделать так, чтобы такой движок легким движением руки превратился в 10 или 15 лошадей.

Клуб Серьезных Рыбаков расскажет, как увеличить мощность лодочного мотора, провести раздушку, прошивку чипа и научит прочим тонкостям выживания в современном, отечественном водомоторном мире.

Определимся с моделью мотора

Как увеличить мощность лодочного мотора

Необходимо сразу уточнить, что ни один зарубежный производитель не станет специально менять технологию производства лодочного мотора, поставленного на конвейер, чтобы выпустить движок согласно законодательству ГИМС России.

Поэтому на лодочные моторы, например, марки Honda, Mercury, Yamaha и Suzuki вводятся ограничители, которые искусственно блокируют мощность двигателя.

Читайте также  Расположение датчиков температуры двигателя змз 406

Разумеется, опытный мастер по ремонту подобной техники быстро разберется, как снять такой элемент и предоставить мотору всю его заявленную с рождения мощь.

Раздушка лодочного мотора

Как раздушить лодочный мотор

Как раздушить лодочный мотор

Задушенным лодочным двигателем в быту именуют такой мотор, который производитель выпускает с завода с установленным ограничителем.

Раздушить, то есть, снять оковы с внутренних элементов движка, — это и есть раздушка лодочного мотора.

Ну а если быть более точным, то этот процесс у каждого двигателя в зависимости от марки происходит по-своему.

Выделяют типы раздушки:

  • Установка переключателя;
  • Корректировка деталей;
  • Замена деталей;
  • Смена прошивки на микрочип.

Отметим, что варианты раздушки с появлением и модификацией движков постоянно меняются и совершенствуются. Здесь рассмотрим самые проверенные и популярные из них.

Раздушка клапана лодочного мотора

В двухтактных лодочных моторах для раздушки часто применяют корректировку клапанных лепестков.

Для того чтобы понять, что ваш мотор душит именно зажатый клапан, необходимо:

  • Изучить затвор карбюратора на предмет ограничителя заслонки дросселя.
  • Посмотреть, отрывается ли «проем» на максимальной тяге на 80
  • Проверить работу двигателя в полную силу. Невозможность выдать мощь свидетельствует о наличии зажатого клапана под карбюратором.

Чтобы провести раздушку клапана на лодочном моторе, необходимо:

  • Отыскать жесткие пластины по форме напоминающие букву «В»;
  • Приподнять их наружу, потянув на себя, так чтобы лепестки смотрели в противоположные стороны;
  • Сгиб позволит попадать топливу в большем количестве.
  • Мотор увеличивает потребление топлива, что экономически затратно;
  • Мотор становится более шумным, что некомфортно для эксплуатации.

Раздушка карбюратора лодочного мотора

Дать волю лодочному двигателю можно и корректировкой карбюратора.

Чтобы провести раздушку карбюратора лодочного мотора, необходимо:

  • Снять карбюратор.
  • Просверлить отверстие 0,1 мм для увеличения размера диффузоров;
  • Собрать карбюратор.
  • Откорректировать дозатор.
  • Отрегулировать угол зажигания на работу с опережением.
  • Поменять свечи.

Раздушка прошивка чипа

Если вам довелось связаться с умным лодочным мотором, над удушением которого постаралась специальная компьютерная программа, то можно одновременно поздравить или пожалеть.

С одной стороны, подобная техника всегда стоит немалых денег и предоставляется отменного качества, а с другой – раздушить двигатель простой заменой или корректировкой деталей здесь уже не получится.

А вот в сервисном центре по ремонту лодочных двигателей вам наверняка будут рады.

Не только, потому что дело это финансовозатратное для вас и прибыльное для них, но еще и потому, что лучше проводить диагностику и корректировку новых движков, чем устранять погрешности гаражных умельцев.

Чтобы провести раздушку чипа, необходимо:

  • Скачать и установить специальную программу, подходящую для вашего лодочного мотора на компьютер;
  • Внедрить программу и установить чип в лодочный мотор.

Видео: как увеличить мощность лодочного мотора

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector