Как определить обмотки двигателя холодильника

Как определить обмотки двигателя холодильника

Как проверить компрессор холодильника

Трудно переоценить важность такой составляющей части холодильника, как компрессор. Если он выходит со строя, то ни о какой работе холодильника не может быть и речи. Можно ли провести диагностику работы компрессора самостоятельно или для этого нужен специалист? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Устройство компрессора

Компрессора многих бытовых холодильников во многом схожи между собой.

Принцип работы состоит в следующем. Фреон в газообразном состоянии в результате сжатия нагревается, а с помощью конденсатора охлаждается. переходит в жидкое состояние и охлаждает окружающее пространство. Затем через капиллярный расширитель фреон идет на повторение цикла. Залогом качественной работы холодильника является постоянное движение фреона по этому циклу. Вот поэтому компрессор часто называют сердцем холодильника.

Компрессор включает в себя: поршневой электромотор с системой клапанов, рабочую обмотку, пусковую обмотку и реле. Поршневой электродвигатель работает от переменного тока. Компрессор имеет три выхода: от пусковой обмотки, от рабочей обмотки и общий выход. Эти три выхода расположены в нижней части компрессора в форме треугольника. Эти контакты соединены с реле, которое включает в работу электродвигатель.

Возможные причины сбоя в работе электродвигателя

Если электродвигатель не включается, то причина может быть в следующем:

  1. Сгорел компрессор.
  2. Вышло из строя пусковое реле.
  3. Вышел из строя кабель, с помощью которого подключен прибор.

Стоимость услуги мастера компании СевРемКом

Диагностика компрессора

При сбое в работе компрессора в первую очередь необходимо проверить кабель. Если кабель исправен, то нужно исследовать сам компрессор. Для проверки компрессора нужно:

  1. Снять защитный кожух извлечь компрессор и отсоединить реле.
  2. С помощью тестера проверить сопротивление. Если между верхним и левым контактами сопротивление равно 20 Ом, между правым и верхним — 15 Ом, а между левым и правым — 30 Ом, то компрессор исправен. Если показания сопротивления отличаются от этих значений, то компрессор неисправен.
  3. Проверить сопротивление между проходными контактами и кожухом. Если мультиметр показывает обрыв, то агрегат исправен. Если прибор показывает какое-либо значение, то это говорит о серьезных неисправностях.

Также работу компрессора можно проверить с помощью манометра. Для этого манометр с помощью шланга нужно соединить с нагнетающим штуцером и измерить давление при включенном компрессоре. Если при этом значение давления составляет 6 атмосфер, то компрессор исправен.

Если электродвигатель работает, но необходимая температура в холодильнике не достигается, то причина заключается в утечке фреона. Здесь без помощи квалифицированного специалиста не обойтись.

Как проверить сопротивление?

Перед тем, как проводить самостоятельную диагностику компрессора холодильника, желательно провести проверку на пробой. Это нужно для того, чтобы не получить электротравму (внутренняя обмотка электродвигателя может давать напряжение на корпус). Эта ситуация может произойти с холодильниками старого образца.

Для проверки необходимо измерить сопротивление между корпусом и каждым из контактов. При этом, на корпусе нужно найти место, где отсутствует краска либо краску необходимо соскрести.

При проверке сопротивление на мультиметре должно показывать «бесконечность». Если прибор показывает какое-либо значение, то это говорит о неисправности электродвигателя и дальнейшая диагностика компрессора может иметь опасные последствия. В этом случае нужно действовать следующим образом:

  1. Снять крышку пускового реле.
  2. Отключить пусковое реле.
  3. Проверить сопротивление между контактами с помощью мультиметра или омметра. Сопротивление между контактами проверяется в такой последовательности: между двумя нижними, между нижним и верхним левым, а затем между нижним и верхним правым контактами. Полученные значения сопротивлений необходимо сверить со специальной таблицей, в которой показаны оптимальные значения сопротивлений для данной модели. Следует отметить, что сопротивление пусковой обмотки больше сопротивления рабочей. Хотя, у некоторых зарубежных моделей это не так. Если между какими-либо контактами сопротивление равно 0, то это говорит о неисправности компрессора.

Как проверить ток?

После проверки сопротивления желательно также проверить и ток. Для этого нужно подключить реле и включить в работу электродвигатель. При этом, нужно быть уверенным в исправности данного реле.

Для проверки тока лучше всего использовать мультиметр, имеющий клещи. Клещами нужно зажать один из сетевых проводов. Величина силы тока должна быть прямо пропорциональна мощности электродвигателя. Например, для электродвигателя мощностью 140 Вт сила тока должна быть равна 1,3 А.

Как проверить мотор-компрессор холодильника

Первым делом откроем клеммную коробку мотора-компрессора. С помощью плоской отвертки отщелкните часть корпуса короба.

Вскрываем клеммную коробку мотора-компрессора холодильника

Далее откручиваем болты, фиксирующие кабеля.

Выкручиваем болты, фиксирующие провода в клеммной коробке мотора-компрессора

Теперь определим назначение проводов. В большинстве моделей бытовых холодильников коричневый провод (фазовый) и синий (нейтральный) подключены непосредственно к фазе и нейтрали термостата. Черный провод подает напряжение на двигатель.

Исключим поломку термостата. Возьмем мультиметр и проверим напряжение.

Проверку ведем поочередно:

  • напряжение между фазой и нейтралью — коричневый и синий провода,
  • напряжение между нейтралью и фазой с выхода термостата — синий и черный провода (температуру в холодильнике перед этим нужно выставить на максимум).

Диагностика мотора-компрессора холодильника с помощью мультиметра

Если напряжение есть — термостат в порядке.

Проверяем исправность защитно-пускового реле, замерив напряжение между синим проводом (нейтраль) и черным (фаза с термостата).

Диагностика пускового реле компрессора холодильника

Продолжим диагностику. Выключите холодильник и отсоедините блок пускозащитного реле, отщелкните половинки корпуса и проверьте контакты биметаллического переключателя. Норма — небольшое сопротивление.

Проверка контактов пускового реле холодильника

Перейдем к диагностике обмотки двигателя. Проще всего этого сделать на извлеченном моторе-компрессоре.

На компрессорах бытовых холодильников есть 3 клеммы. Их назначение: общая, пусковая катушка, рабочая катушка. Определить каждый контакт поможет мультиметр. Увидели, что между двумя контактами наибольшее сопротивление, значит тестируете пусковую и рабочую обмотку. Соответственно, третий контакт будет «общий». Контакт с меньшим сопротивлением соответствует рабочей обмотке. Сопротивление каждой из обмоток не может превышать 100 Ом, в противном случае это будет означать, что обмотка повреждена.

Диагностика обмотки мотора-компрессора холодильника

Следующий этап: проверка исправности компрессора с помощью шнура с вилкой и тремя проводами с клеммами на концах. Провода на шнуре — фаза, нейтраль, земля.

Вилка с проводами фаза, нейтраль, земля

Подключите провод заземления к корпусу двигателя, фазу — к общей клемме, нейтраль к контакту рабочей катушки. Вилку вставьте в сеть. Как только услышите, как гудит компрессор, замкните на несколько секунд контакты рабочей и пусковой обмотки.

Еще один способ диагностики двигателя холодильника

Далее проверим сопротивление между клеммами компрессора и его корпусом. Протестируйте каждый контакт. Сопротивление, отличное от бесконечного, говорит о том, что уровень сопротивления изоляции недостаточный, и при включении холодильника в сеть, может отключиться защитный дифференциальный автомат в электрощите.

Диагностика сопротивления на корпус компрессора

Дополнительно вы можете вручную проверить, как компрессор выдает сжатие, необходимое для транспортировки хладагента по всему контуру. Большинство компрессоров имеют 3 трубки — два входа и один выход.

Трубки компрессора – проверка давления

Зажмите одну из впускных трубок, и вы почувствуете создаваемое в другой впускной трубке давление.

Как вы видите, диагностика мотора-компрессора — непростой и длительный процесс. Опытный мастер по ремонту холодильников проведет проверку двигателя быстро и безошибочно, поэтому не тратьте время и нервы — обратитесь в сервис за профессиональной помощью.

Сопротивление обмоток компрессора холодильника

Компрессор – сердце любого холодильного агрегата. От его работы зависит главное – поддерживает ли холодильник заданную температуру в холодильном и морозильном отделениях.

Неисправности компрессора могут быть связаны с неполадками в циркуляционном контуре, в работе механических узлов, в электрической цепи.

В статье мы рассмотрим неисправности именно электрической части компрессора, для исправления которых нужно измерять сопротивление обмоток компрессора холодильника.

Сопротивление обмоток компрессора холодильника

Устройство компрессора

Совершенно не важно, какой у вас холодильник – Индезит, Бирюса, Атлант, LG или какой-то другой. Конструктивно компрессоры на них устроены одинаково. Если коротко, компрессор – это механизм для сжатия какого-либо продукта и дальнейшего его передвижения по контуру охлаждения. В холодильнике в качестве сжимаемого и передвигаемого продукта выступает фреон. Благодаря циркуляционной системе компрессора в камерах происходит охлаждение и замораживание.

В бытовых холодильниках применяется один из трех типов компрессоров:

  • классический;
  • линейный;
  • инверторный.

обмотка в компрессоре

В большинстве имеющихся у населения холодильников установлен классический тип компрессора. Такие компрессоры бывают поршневыми, ротационными, центробежными, винтовыми, кулачковыми и прочими. Самый распространенный из них вид – поршневой.

Важная информация: наиболее надежными и экономичными считаются инверторные компрессоры. В отличие от остальных они работают в непрерывном режиме, но на пониженных оборотах. Установка инверторных компрессоров снижает энергопотребление холодильников, но значительно повышает их цену.

Принцип работы поршневого компрессора

Поршневой компрессор состоит из электродвигателя с коленчатым валом и поршня. Такой механизм позволяет вращательное движение мотора переводить в возвратно-поступательное движение поршня. Алгоритм работы поршневого компрессора – следующий:

  1. Поршень всасывает в камеру пары фреона и затем нагнетает их в радиатор конденсатора под давлением. В радиаторе пары фреона переходят из газообразного состояния в жидкое. Выделяемое при этом тепло рассеивается решеткой радиатора в атмосферу.
  2. Из конденсатора жидкий фреон подается в капиллярную трубку (препятствие), после которой его давление резко снижается.
  3. Фреон после капиллярной трубки поступает в испаритель, где он из жидкого состояния опять переходит в газообразное. Этот переход происходит при значительном поглощении тепла в камерах холодильника.
  4. Цикл повторяется несколько раз до установления в холодильнике заданной температуры, после чего происходит отключение компрессора.

Электрическая схема компрессора

Электрическая схема компрессора довольно проста. В последние годы в ее работе появились дополнительные опции, связанные с использованием электронных плат управления, но принцип работы остался неизменным.

  • терморегулятор – скрытая под круглой пластиковой ручкой пружина сильфона. При низкой температуре пружина сжимается и размыкает электрическую цепь компрессора, при повышении температуры она разжимается и цепь замыкает;
  • тепловое реле – элемент защиты двигателя. Биметаллическая пластина реле при нагревании двигателя до установленной температуры изгибается и размыкает электрическую цепь;
  • электродвигатель компрессора – устройство из двух обмоток, рабочей и пусковой. При включении двигателя напряжение подается на рабочую обмотку. После его повышения срабатывает пусковое реле и включается пусковая обмотка – ротор приходит во вращательное движение.

схема-обмотка в компрессоре

Неисправности компрессора

Мы рассмотрим неисправности только электрической части узла:

  • обрыв обмоток компрессора – может быть сразу на двух обмотках или на одной из двух. Признаки – двигатель холодный, но не пускается, при включении может происходить короткое замыкание;
  • межвитковое замыкание рабочей обмотки – из-за замыкания пусковое реле периодически пытается включить компрессор, компрессор сильно нагревается;
  • межвитковое замыкание пусковой обмотки – признаки такие же, как и во втором пункте;
  • неисправность терморегулятора;
  • неисправность пускового реле.

Проверка сопротивления обмоток

Для определения неисправностей в электрической схеме нужно провести замеры напряжения в цепи и сопротивления обмоток мотора-компрессора. Ниже мы опишем последовательность проводимых операций:

  1. Откройте клеммную коробку на моторе.
  2. Открутите болты, зажимающие кабели.
  3. Определите назначение проводов. Обычно коричневый провод – фазовый (подключен к фазе терморегулятора), синий провод – нейтральный (подключен к нейтральному проводу терморегулятора), черный провод подает напряжение на электродвигатель.
  4. Проверьте мультиметром исправность терморегулятора:
  • включите холодильник в сеть;
  • температуру в холодильнике установите на максимальное значение;
  • замерьте напряжение между коричневым и синим проводами;
  • замерьте напряжение между синим и черным проводами.

Наличие напряжения говорит об исправности терморегулятора.

  1. Проверьте исправность пускового реле, путем замера напряжения между синим и черным проводами. Наличие напряжения говорит об исправности реле.
  2. Проведите замеры сопротивления обмоток двигателя: сначала определите назначение трех клемм на двигателе. Для этого замерьте между ними сопротивление: клемма с максимальным сопротивлением – пусковая, клемма со средним сопротивлением – рабочая, клемма с минимальным сопротивлением – общая. Сопротивление каждой из обмоток не должно превышать 100 Ом. Превышение этого значения говорит о неисправности обмотки.
  3. Проверьте сопротивление между каждой клеммой и кожухом мотора. Показатель сопротивления, отличный от бесконечности, говорит о низком сопротивлении изоляции. Эта неисправность будет приводить к срабатыванию защиты в электрощите.
  4. Проверьте включение компрессора «напрямую» (минуя все остальные элементы электрической цепи):
  • приготовьте шнур с тремя проводами и вилкой на конце;
  • подсоедините заземляющий провод шнура к кожуху, фазный провод к общей клемме и нейтральный провод к рабочей клемме;
  • воткните вилку в сеть;
  • замкните отверткой рабочую и пусковую клеммы.

Если компрессор включится в работу, замерьте амперметром рабочий ток на всех обмотках – так вы определите, какая обмотка не работает.

Важная информация: межвитковое замыкание или обрыв обмоток лучше сравнивать с табличными значениями для каждой марки мотора-компрессора.

Проверка компрессора холодильника

Компрессор у холодильника как сердце, а электронный блок олицетворяет мозги. Компрессор перекачивает газообразный фреон для создания разницы давления в системе, необходимой для процесса испарения хладагента в испарителе холодильника. В данной статье мы рассмотрим проверку работоспособности компрессора в домашних условиях.

Как устроен компрессор?

Внешне компрессорный агрегат выглядит, как бочонок. Внутри герметичного корпуса находится компрессор с электродвигателем в подвешенном состоянии.

Устройство компрессора (2)

На рисунке в разрезе можно рассмотреть, что, где находится в компрессорном агрегате. Это необходимо для понимания какие процессы происходят внутри корпуса. Компрессор состоит из поршневой группы и клапанов: всасывающего и нагнетательного. Электродвигатель состоит из статора с рабочей, пусковой обмоткой и ротора, который приводит во вращение компрессор. Электродвигатель приводится в движение однофазным переменным током напряжением 220 вольт. На корпусе компрессорный агрегат имеет две трубки: всасывающую и нагнетательную, а так же три контакта для подключения пускового реле.

Контакты Пусковое реле (2)

Обратите внимание на схему компрессора холодильника:

Схема индукционного реле

Из корпуса агрегата идет три вывода образующие треугольник:

  • «S» – пусковая обмотка;
  • «R» – рабочая обмотка;
  • «C» – общий выход.
Проверка обмоток электродвигателя при помощи мультиметра (тестера): пошаговая инструкция

Чтобы проверить сопротивление обмоток электродвигателя используем мультиметр (тестер).

Сопротивление обмоток измеряется на проходных контактах выходящих из компрессорного агрегата. У исправного электродвигателя между левым и верхним контактами сопротивление должно быть 20 Ом, а между верхним и правым – около 15 Ом. Самое большое сопротивление должно быть между левым и правым контактом – 30 Ом.

Проверка компрессора

В зависимости от модели компрессора показатели сопротивления могут иметь разницу, но не более, чем на 5 Ом.

Далее нужно проверить обмотки электродвигателя на сопротивление изоляции по отношению к корпусу агрегата, нет ли пробоя. Проверяем сопротивление между контактами и медным штуцером — мультиметр должен показывать бесконечность. В этом случае электродвигатель компрессора исправен. Если показания прибора при замерах не будут соответствовать указанным параметрам, то такой компрессорный агрегат проработает недолго.

Проверка работы компрессора с помощью манометра

Проверка электродвигателя не выявила дефектов, но холодильник не холодит. Нужно проверить работу компрессора с помощью манометра, чтоб удостовериться компрессор качает и клапанная группа исправна. Для этого присоединяем манометр к нагнетательному штуцеру компрессора, включаем компрессор, давление 6 атм. и продолжает расти — компрессор исправен.

Проверка на давление

Проверка величины потребляемого тока электродвигателем компрессора

Необходимо включить компрессор и токовыми клещами проверить ток потребляемый компрессором. если показание рабочего тока 1,3 А при мощности электродвигателя 140 Вт, то параметр соответствует норме. Таким образом, зная мощность и величину рабочего тока проверяемого электродвигателя, можно определить исправность компрессора. При значительном превышении рабочего тока можно сразу предположить межвитковое замыкание в обмотке электродвигателя. Такой двигатель проработает не долго.

Проверка тока компрессора

Теперь вы узнали азы самостоятельной проверки компрессора. Не стоит проводить тестирование, если вы этого не делали раньше. Правильным решением будет вызов мастера, особенно если холодильник на гарантии, то необходимо обратиться в сервисный центр.

Читайте также  Жигули с двигателем холодного ядерного синтеза
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector