Как называется двигатель на классику

Как называется двигатель на классику

Двигатели ваз: описание,фото,видео,классические модели.

ДВИГАТЕЛЬ агрегат, преобразующий тепловую энергию, получаемую при сгорании топлива, в механическую работу, используемую для движения автомобиля. На всех отечественных автомобилях устанавливаются карбюраторные, бензиновые, 4-х тактные, рядные, поршневые двигатели внутреннего сгорания.

ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВС) называется так, потому чтосгорание топлива происходит внутри двигателя, пример ДВИГАТЕЛЯ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ –паровой двигатель.

Первые двигатели с берегов Волги обязаны своим появлением мотору ФИАТ-124. Но родства у них не больше, чем у пиццы с кулебякой. Итальянский двигатель даже по тем временам морально устарел, и создавать точную копию означало лишить новый отечественный агрегат перспективы развития. Нижний распределительный вал и прочие архаизмы наглухо закрывали пути ФИАТа к модернизации (по крайней мере, так считали тогда). Поэтому вместе с иностранцами в СССР разработали, по сути, собственную конструкцию.

Первенцем стал мотор с межцилиндровыми расстояниями 95 мм и рабочим объемом 1,2л с чугунным блоком цилиндров, распределительным валом в головке, приводимым двухрядной цепью. Двигателю, который по тем временам был вполне современным, присвоили тот же индекс, что и автомобилю, — 2101. Именно этот двигатель положил начало эпохе ВАЗовских двигателей. Позже появились моторы 1300, 1500 и 1600 «кубиков». Двигатель 2105устанавливали на автомобили относительно недолго. Его судьбу как раз и предопределила низкая унификация с более массовыми «цепными» агрегатами. Для модернизированной «НИВЫ» ВАЗ-21213 был создан двигатель рабочим объемом 1700 см3 с одноименным индексом. Блок сохранил межцентровое расстояние, но диаметр цилиндров увеличили.

Это — предел для двигателей с сохранившейся с 70-х геометрией. Дальше растачивать нельзя — не останется места для протоков под охлаждающую жидкость. Кстати, многие владельцы «жигулей» увеличивают диаметры цилиндров с 76 до 79 мм, не задумываясь о последствиях. Конструкция блоков не позволяет снимать со стенок больше разрешаемых заводом «ремонтных десяток». Именно поэтому для каждой модели отливают свой блок. Еще позже из 1,7л был «выжат» уже 1800 см3 мотор ВАЗ-2130. Сегодня все моторы рабочим объемом менее V=1,5 сняты с производства, как маломощные.

В основе всего модельного ряда двигателей автомобилей ВАЗ лежат 2 базовых двигателя:

— с рабочим объемом 1,5л и межцентровым расстоянием АЦ=95мм.

(базовый двигатель ВАЗ-2106)

— с рабочим объемом 1,5л и межцентровым расстоянием АЦ=89мм.

(базовый двигатель ВАЗ-2108)

При этом «классическим двигателем» называют двигатель с АЦ=95мми продольнымрасположением под капотом.

ДВИГАТЕЛЬР РАБОЧИЙ ОБЬЕМДИАМЕТР ПОРШНЯХОД ПОРШНЯ

На базе (железе) двигателя ВАЗ-21213 выпускается двигатель ВАЗ-21214. На нем вместо карбюратора установлен агрегат центрального впрыска. Мотор ВАЗ-2123 рабочим объемом 1700 см3, распределенный впрыск, гидротолкатели и гидронатяжитель цепи.

Двигатель 1800см3производился в ОПП (Опытно Промышленное Производство) и устанавливался на ВАЗ-2131, пикапы на их базе и на автомобиле ВАЗ-2120.

К классическим моторам относится и дизель ВАЗ-341, разработанный на ВАЗе в 1988 г. и прошедший госприемку в составе АВТО-21055. Ныне это несколько модернизированный двигатель (рабочий объем не 1,45 а 1,52л.) выпускается на «БарнаулТРАНСМаш». Им сегодня оснащают мелкосерийный дизельный вариант «четверки» ВАЗ-21045. А «БарнаулТРАНСМаш» совместно с ВАЗом занимается доводочными работами по 1,8 л. дизелю ВАЗ-343. В стадии разработки – турбо версии 1,52 и 1,8 литровых дизельных моторов (3411и3431).

Дизельную тему продолжают французские моторы Peugeot. Именно таким XUD-9L рабочим объемом 1900кубиков на Производственно – Техническом Предприятии «Лада-Экспорт» в подмосковном Чехове комплектовались «Нивы» с 1993 по 1996 год. Сначала эта дизельная версия носила индекс 2121Д, затем 21215. Всего было выпущено около 7 тыс. машин. С 1998 года «Ниву» 21215-10 с дизелем Peugeot XUD-9L мелкими сериями выпускал сборочный конвейер на экспорт.

В конце 70-х годов появился на свет односекционный роторно-поршневой двигатель ВАЗ-311. В свое время с ним выпускался ВАЗ-21218, который затем переродился в 21059 и 21079. Позже появились 2-х секционные РПД — сначала 413, затем 414 и 415выпускаемый и поныне. Сегодня мелкими сериями (около 150 автомобилей в год) выпускают роторные версии «Самар». Их отличительная маркировка – дополнительные цифры «91» в индексе.

Гамма моторов для переднеприводных машин была разработана при создании «восьмерки». Эти ДВС из-за того, что по компоновочным соображениям устанавливались поперек моторного отсека, отличаются от «классических» меньшим межцентровым расстоянием цилиндров. Оно у 08-099 составляет 89 мм. Позже появились версии моторов с распределенным впрыском, которые изначально выпускались только для экспорта. Сегодня мотором 2111 комплектуют различные варианты 2110 и 2111

ДВИГАТЕЛЬРАБОЧИЙ ОБЬЕМДИАМЕТР ПОРШНЯХОД ПОРШНЯ
60,6
21084*74,2

* Не серийный. Выпускался только в ОПП. Устанавливался карбюратор 21073 с измененными сечениями жиклеров.

С выпуском 2110были освоены 16-клапанные версии двигателей с рабочим объемом 1500 см3 (2112) и 1600см3 (21124). Моторами 2112 оснащаются более быстроходные версии седана 21103, универсала 21113 и хэтчбэка 2112. На «Самары» заводом 16-клапанный двигатель не устанавливался из-за больших компоновочных сложностей. С 1997 года начато производство ВАЗ-21106 с 2,0 л. мотором «Opel C20XE». ДВС 21111и 21124 выпускался в ОПП, а с октября 2004г. двигатель 1,6 л.устанавливают на конвейере на серийные машины. Двигатели 1.5л(2111 и 2112) поступают только в запасные части.

Диаметр цилиндраХод поршняКрутящий моментМощностьРабочий объемСистема питания
ВАЗ-211147 5,6 мм125 Н м (12,7 кгс м)60 кВт 81,6 л.с1,6 л8 клап Р.В.Т.
ВАЗ-211247 5,6 мм136,8 Н м (13,96кгсм)72 кВт 97,9 л.с1,6 л16 клап Р.В.Т.

Этими моторами будут оснащаться 2110.На «Самары» устанавливать не планируется. Двигатели 1,7л. для переднеприводных машин ВАЗ не выпускает, а те, что встречаются в продаже, называется «гаражный тюнинг» без заводской поддержки. Двигатели 1,8 л. делают мелкими сериями в ОПП. Эти моторы предназначены для удлиненной «десятки» 21108 «Премьер» и купе 21128. Для них требуется усиленное сцепление и КПП.

Двигатели, ведущие родословную от агрегата «копейки», в отставку пока не отправляют. Внуки (возможно, будут и правнуки!), конечно, сильно отличаются от дедушки, но узнаваемы по главной родовой черте — межцентровому расстоянию…

ДВИГАТЕЛИ КЛАССИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

Совокупность процессов периодически повторяющихся в определенной последовательности в цилиндрах двигателя, называется РАБОЧИМ ЦИКЛОМ. В четырехтактном двигателе рабочий цикл осуществляется за 4 хода поршня, каждый из которых соответствует определенному такту:

— впуск воздуха или его смеси с топливом

— сжатия рабочей смеси

— рабочего хода (сгорание и расширение рабочей смеси)

— выпуск отработавших газов

Названия тактов определяются процессами, проходящими в цилиндре двигателя за ход поршня, при котором осуществляется данный такт.

Мертвыми точками называются крайние положения поршня, где его скорость равна 0. При нахождении в Верхней Мертвой Точке (ВМТ) поршень наиболее удален от оси коленчатого вала, а в Нижней Мертвой Точке (НМТ) – наиболее приближен к ней.

Ходом поршня называется путь, проходимый им от одной мертвой точки до другой.

Рабочий Объем Цилиндра (Vp) –объем освобождаемый поршнем при движении от верхней до нижней мертвой точки.

Литраж — сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя, выраженная в литрах. Чем больше литраж, тем при прочих равных условиях выше мощность двигателя.

Объем камеры сгорания (Vк) – объем образующийся над поршнем при его нахождении в ВМТ.

Полный Объем Цилиндра (Vо) —это объем пространства над поршнем при его нахождении в НМТ.Он равен сумме рабочего объема и объема камеры сгорания.

Степень сжатия – отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания. При большей степени сжатия рабочая смесь в конце такта сжатия будет занимать меньший объем, поэтому увеличиваются давление и температура рабочей смеси, а также скорость ее сгорания. В результате этого повышаются экономичность и мощность двигателя за счет уменьшения тепловых потерь и увеличения среднего давления газов на поршень при рабочем ходе. Повышение степени сжатия в карбюраторном двигателе ограничено стойкостью топлива к детонации. Степень сжатия двигателей ВАЗ находится в пределах от 8,5 до 9,8.

Компрессия – давление в конце такта сжатия является показателем технического состояния (изношенности) цилиндропоршневой группы и клапанов.

Мощность, развиваемая газами в цилиндрах двигателя при сгорании топлива, называется индикаторной, а снимаемая с коленчатого вала – эффективной.Она на 15-25% меньше индикаторной из-за потерь на трение в двигателе, приведение в двигателе его вспомогательных механизмов и приборов и совершение насосных ходов поршня.

ВПУСК.При движении поршня от ВМТ вниз вследствии увеличения объема в цилиндре создается разряжение, под действием которого из карбюратора через открывающийся впускной клапан в цилиндр поступает горючая смесь(паров бензина с воздухом). В цилиндре горючая смесь смешивается с оставшимися в нем от предыдущего рабочего цикла отработавшими газами и образует рабочую смесь.

СЖАТИЕ.Поршень движется вверх,оба клапана закрыты. Так как объем газов в цилиндре уменьшается, то происходит сжатие рабочей смеси, повышается её температура.

РАБОЧИЙ ХОД.В конце такта сжатия рабочая смесь воспламеняется электрической искрой (зажигание) и быстро сгорает (в течение 0,001-0,002сек). При этом выделяется большое количество тепла и, как следствие, повышается давление газов, которое передается на поршень, перемещая его от ВМТ к НМТ. Сила давления газов от поршня передается через поршневой палец и шатун, на коленчатый вал, создавая на нем крутящий момент.

ВЫПУСК. Поршень вновь движется к ВМТ и выталкивает отработавшие газы в атмосферу через открытый выпускной клапан, после чего двигатель оказывается подготовленным к повторению рабочего цикла в той же последовательности.

Полезная работа совершается только в течение одного такта – рабочего хода, остальные же три такта являются вспомогательными и на их осуществление затрачивается энергия, полученная в ходе рабочего хода. Энергия полученная при рабочем ходе накапливается маховиком— массивным диском, установленным на конце коленчатого вала. Маховик обеспечивает также равномерное вращение коленчатого вала.

Двигатель ВАЗ-2105

Инженеры АвтоВАЗа спроектировали новый мотор, опередивший свое время. В конструкцию ДВС заложено несколько инновационных решений. Созданный двигатель полностью оправдал все задумки разработчиков.

Описание

В 1979 году инженеры ВАЗа впервые представили новую модель силового агрегата для автомобиля ВАЗ 2105. Выпуск мотора продолжался до 1994 года. В процессе производства базовая модель подвергалась неоднократной модернизации.

Двигатель получил индекс по марке автомобиля – ВАЗ-2105. Основные отличия от ранее выпускаемых ДВС заключались в приводе ГРМ, ШПГ, системе питания топливом.

ВАЗ-2105 представляет собой бензиновый рядный четырехцилиндровый атмосферник объемом 1,3 литра, мощностью 64 л. с и крутящим моментом 94 Нм.

ВАЗ-2105

Устанавливался на автомобили ВАЗ:

  • 2105 /седан/ (1979-2006);
  • 2104 /универсал/ (1984-2012);
  • 21072 /седан/ (1982-2008).

Блок цилиндров чугунный, не гильзованнный. Особенность заключалась в повышенной стойкости к перегреву.

Достигнуто путем использования специального низколегированного чугуна. Цилиндра расточены внутри блока, подвергнуты хонингованию.

Коленчатый вал и шатуны изготовлены по стандартной схеме.

Изменена конфигурация днища поршня. В результате его цекования исключен загиб клапанов и разрушение ГБЦ при встрече с клапанами в результате обрыва ремня привода ГРМ.

ГБЦ изготовлена из алюминиевого сплава. На ней закреплен распредвал, восемь клапанов, их направляющие и седла. Между ГБЦ и блоком цилиндров устанавливается пропитанная графитом асбестовая прокладка.

Очередная новинка – распредвал крепится на специальной съемной постели.

Главная «изюминка» мотора заключается в ременном приводе ГРМ.

Схема ременного привода ГРМ ВАЗ-2105

Такая инновация на двигателях ВАЗ была применена впервые. Мотор стал более оборотистым и одновременно менее шумным. К недостаткам ГРМ можно отнести отсутствие гидрокомпенсаторов, что несколько усложняет обслуживание агрегата.

В системе питания топливом карбюратор модернизован. Теперь на нем имеется клапан ЭПХХ. В результате расход топлива уменьшился.

Остальные конструкционные изменения не значительны, соответствуют классике ВАЗовских двигателей.

Полная схема устройства ДВС

Простота конструкции мотора обеспечила ему высокую надежность и долговечность. При бережном уходе и разумной эксплуатации капремонт не требовался десятилетиями.

Технические характеристики

ПроизводительАвтоконцерн «АвтоВАЗ»
Год начала выпуска1979
Объем, см³1294
Мощность, л. с64
Крутящий момент, Нм94
Степень сжатия8.8
Блок цилиндровчугун
Количество цилиндров4
ГБЦалюминий
Порядок впрыска топлива1-3-4-2
Диаметр цилиндра, мм79
Ход поршня, мм66
Привод ГРМремень
Количество клапанов на цилиндр2
Турбонаддувнет
Гидрокомпенсаторынет
Регулятор фаз газораспределениянет
Емкость системы смазки, л3.75
Применяемое масло5W-30, 5W-40, 10W-40
Расход масла (расчетный), л/1000 км0.7
Система питания топливомкарбюратор*
Топливобензин АИ-93
Экологические нормыEuro 0
Ресурс, тыс. км125
Расположениепродольное
Вес, кг104
Тюнинг )потенциал), л. с200**

*двигатели объемом 1,5 л инжекторные, мощностью 140 л. с, **без потери ресурса 80 л. с

Надежность, слабые места, ремонтопригодность

Надежность

ВАЗ-2105 считается достаточно надежным двигателем. Важным показателем надежности является ресурс пробега. Заявленные 125 тыс. км на практике превышаются почти в три раза. Все зависит от отношения автовладельца к мотору.

На тематических форумах при общении автолюбители подчеркивают надежность ДВС. Например, Дмитрий из Одессы пишет: «… из обслуживания только заливаю бензин. Купил для работы в неделю проезжаю 200 — 250 км, ежедневно груз 100 -150 кг. Двигатель просто супер…». (Скорее всего восторг в недалеком будущем закончится разочарованием при таком «обслуживании»).

Кстати, о своевременном обслуживании заявляет абсолютное большинство автовладельцев. По их мнению, двигатель работает без проблем именно поэтому.

О надежности мотора говорит его высокий запас прочности. При этом необходимо помнить, что повышение мощности значительно снижает ресурс пробега.

Хотя использование простых видов тюнинга (замена карбюратора и т. п.) незначительную прибавку мощности даст, но надежность от этого не пострадает.

Любителям мощных моторов проще рассмотреть вариант свапа, чем переделывать установленный ВАЗ-2105.

Слабые места

Двигатель имеет склонности к возникновению неисправностей, характерных для всех ВАЗовских моторов. Не лишне заметить, что основная часть неисправностей вызывается самими автовладельцами.

  • Шумная работа двигателя. Обычно виной этому являются неотрегулированные тепловые зазоры клапанов. Производитель рекомендует эту работу выполнять через 10 тыс. км пробега.
  • Перегрев. Вызван неисправным термостатом или неисправным вентилятором системы охлаждения.
  • Троение двигателя. Причину нужно искать в электрике. Проверки свечей, высоковольтных проводов, крышки и разносчика прерывателя (трамблера) зачастую хватает, чтобы найти неисправность и восстановить нормальную работу двигателя.
  • Нестабильные обороты ДВС. Как правило, засорившиеся фильтры или жиклеры карбюратора вызывают именно эту неприятность. Их прочистка устраняет неисправность.
  • Разрушение прокладки ГБЦ. Это, пожалуй, единственное слабое место в моторе, где вина полностью возлагается на производителя. Конечно, если не было перегрева двигателя.

Возникают и другие неполадки, но они не критичны, легко устраняются своими силами (подтекания технических жидкостей через уплотнения, сальники и т. п.).

Ремонтопригодность

Все без исключения автовладельцы отмечают высокую ремонтопригодность ВАЗ-2105. Например, Вадим из Киева констатирует: «…простота, относительно дешевые запчасти. Любой дядя Вася в гаражах может выступить сервисным центром…».

Михаил (г. Киев) уточняет: «… очень дешевая в эксплуатации, простая в ремонте и обслуживании особенно если делать самому…».

В настоящее время проблем с поиском запчастей нет, цены на них низкие. Продажа осуществляется в любом специализированном или интернет-магазинах. Большой выбор на вторичке.

В приобретении запчастей может проявиться два негативных нюанса. Первый – покупка откровенной подделки. Современный рынок наводнен контрафактной продукцией. Второй – покупка деталей на вторичке равноценна приобретению кота в мешке – остаточный ресурс детали б/у определить невозможно.

В зависимости от сложности ремонта может стать продуктивным вариант покупки контрактного двигателя. Цены начинаются с 2000 рублей. Хороший работоспособный мотор стоит примерно в 10 раз дороже.

ВАЗ-2105 явился настоящим прорывом в истории двигателестроения автоконцерна ВАЗ. Ременный привод ГРМ полностью оправдал возложенные на него надежды и стал устанавливаться на последующие модели. Сам двигатель заявил о себе как простой, надежный и экономичный силовой агрегат.

Вместо сердца: история жигулевского мотора от ВАЗ-2101 до наших дней

В это трудно поверить, но уже почти 45 лет АвтоВАЗ использует моторы, ведущие родословную от «копейки». Скоро эра «классических» двигателей подойдет к концу, а мы отследим процесс их эволюции.

Говоря о двигателях родом из 70-х, первым делом приходит на ум сама «классика» — ВАЗ-2104, 05 и 07. Но последние партии этих моделей давно реализованы. Что же остается?

Последние носители двигателей первого поколения — это «родственники» Lada 4×4 и Chevrolet Niva. Но первая, по предварительным данным, при обновлении получит дефорсированный до 90 л.с. мотор от «Приоры», а вторая при смене поколения обзаведется 135-сильным двигателем под маркой Peugeot-Citroen.

Наконечник «копья»

Принято считать, что автомобиль ВАЗ-2101 — это локализованный в Советском Союзе Fiat 124, однако дело обстоит не совсем так. Автомобили внешне очень похожие, но в конструкцию было внесено более 800 ключевых изменений, прежде чем «фиатик» стал «копейкой». И, пожалуй, главное, что произошло на этом пути, — смена двигателя. По настоянию вазовцев двигатель Fiat-124, имевший довольно архаичную даже по тем временам конструкцию с нижним расположением распредвала, был превращен в верхневальный.

2.jpg

Кроме того, при сохранении рабочего объема в 1.2 литра диаметр цилиндра вырос с 73 до 76 мм, а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, в результате чего мотор из длинноходного превратился в короткоходный, а значит, стал более оборотистым и «приемистым». Поднять обороты позволил именно переезд распредвала вверх — мотор стал чуть более шумным, но зато и более компактным, простым, экономичным.

3.jpg

По одной из версий Fiat произвел эту метаморфозу силами дочернего итальянского тюнинг-центра, по другой — в содружестве со специалистами самого ВАЗа. Как бы там ни было, а мотор получился. Если сравнивать по мощности, то принципиально выше она не стала, но если верить одной из вазовских легенд, в совокупности характеристики этого мотора так понравились итальянцам (приемистость, экономичность, простота конструкции, ремонтопригодность, ресурс), что получившееся решение они очень быстро стали тиражировать на своей продукции.

Легенда легендой, а уже следующий после «сто двадцать четвертого» Fiat 131 имел двигатель с верхним расположением распредвала, то есть схему, впервые примененную «Фиатом» на советской «копейке» и сейчас ставшую общепринятой. Ну а мотор ВАЗ-2101 вкупе с усовершенствованной трансмиссией (увеличенное сцепление, доработанные синхронизаторы, измененный кардан, новый задний мост), усиленной передней подвеской и полностью замененной задней, более жестким кузовом, а также рядом других «адаптационных» мер послужил основой первой вазовской модели и заложил архитектуру модельного ряда «Жигулей» на многие годы вперед.

4.jpg

Эволюция

Что бы ни говорили сейчас о вазовской «классике» (впрочем, о покойниках либо хорошо. ну вы знаете), но в 70-80 годы прошлого века «Жигули» были автомобилем мечты, наголову превосходя всё, что выпускал тогда отечественный автопром. И во многом это произошло именно благодаря тому первому двигателю.

Самой главной его «фишкой» были широкие возможности модернизации, причем недорогими методами — долгие годы инженеры могли получать новые модификации, не изменяя основную константу, расстояние между центрами цилиндров (для всех «классических» моторов оно равно 95 мм) и играя, по сути, лишь с диаметром цилиндра и ходом поршня. Давайте взглянем на основные стадии развития бензинового (на основе ВАЗ-2101 были созданы и дизельные варианты, но они — тема отдельного рассказа) «копеечного» двигателя.

Читайте также  Двигатель отто что это
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector