Характеристика топливного фильтра дизельного двигателя

Характеристика топливного фильтра дизельного двигателя

Фильтры тонкой очистки топлива для Common Rail

Высокое качество фильтрации имеет решающее значение для эффективной и долгосрочной работы системы впрыска топлива Common Rail. Поэтому фильтры тонкой очистки дизельного топлива в двигателях с данными топливными системами должны на 100% соответствовать спецификациям производителя.

К чему приводит плохая фильтрация?

«Независимо от того, насколько тщательно обрабатывается топливо до поступления в топливный бак автомобиля, грязь, вода, ржавчина, пыль найдут свой путь в двигатель. Тонкие компоненты дизельных двигателей всегда были особенно уязвимы для повреждения жидкими и твердыми загрязняющими веществами в топливе,– говорит, Алишер Худайбердиев, директор по развитию бизнеса в России Delphi Products & Service Solutions. — Однако двигатели новейших конструкций, которые работают с впрыском топлива при давлениях до 2000 бар и допусками, которые измеряются в микронах, особенно чувствительны даже к небольшому количеству грязи или воды. Например, всего лишь пять граммов грязи размером в 2-5 микрон может разрушить систему впрыска топлива».

Высокие требования к фильтрации топлива в системе Common Rail связаны с тем, что в данных системах создается очень высокое давление. В самых последних системах этот показатель составляет 3000 атмосфер! Чтобы вы понимали, о какой величине идет речь, это всё равно, что поставить на площадку размером с человеческий ноготь вес, сопоставимый с весом автомобиля Toyota Land Cruiser. Топливо под таким давлением проходит через мельчайшие отверстия в форсунке. Можете себе представить, к каким последствиям приводит появление любых, даже очень мелких загрязнений в топливе. Всё начинается с микроскопических повреждений поверхности в калиброванных отверстиях форсунок, которые затем очень быстро увеличиваются из-за высочайшего давления в системе.

«Кроме того, от присутствия в топливе загрязнений страдает так называемый шариковый клапан форсунки, который собственно и обеспечивает впрыск топлива, – добавляет Андрей Алексюк, менеджер по маркетингу и обучению компании «МАНН+ХУММЕЛЬ» (LLC MANN+HUMMEL Russian). — Если в топливе присутствует загрязнение, а тем более вода, начинается интенсивный износ шарика и сдела клапана, поэтому для современных дизельных автомобилей вода и смерть – это синонимы».

Система Common Rail, как известно, закольцована. Конструкция данной системы такова, что большая часть топлива, которое накачивается в топливную систему, сливается по «обратке» в топливный бак. По замкнутому кругу циркулирует до 90% всего топлива. Соответственно, если у вас в топливной системе начался износ форсунок или шарика, то частицы износа попадают в топливо, вместе с ним идут в бак, затем снова по топливной магистрали в рейку. Другими словами, продукты износа также начинают участвовать в процессе изнашивания форсунок Common Rail. Данный процесс развивается довольно быстро, и уже через несколько месяцев работы двигателя с некачественным фильтром тонкой очистки дизельного топлива, в топливной системе наблюдаются необратимые последствия. На начальном этапе происходит снижение мощности и производительности двигателя, затем появляются проблемы с запуском и рост потребления топлива. В конечном итоге двигатель вовсе перестает работать.

«Первый синтетический слой белого цвета, полностью удаляет влагу, а также крупные и средние частицы. Второй слой, у фильтров тонкой очистки дизельного топлива MANN-FILTER изготовлен из специальной фильтровальной бумаги желтого цвета, задерживает мельчайшие частицы, размером 3 микрона (в 25 раз меньше толщины человеческого волоса). По требованию автопроизводителей фильтр тонкой очистки дизельного топлива должен задерживать не менее 85% таких частиц. На практике фильтры MANN-FILTER задерживают от 97% таких частиц, а на недавней выставке во Франкфурте был представлен топливный фильтр нового поколения, который задерживает 99,97% частиц такого размера», — рассказывает Андрей Алексюк.

Каким должен быть фильтр для Common Rail?

Фильтры тонкой очистки дизельного топлива для систем Common Rail производятся в стерильно чистых комнатах. Это изолированное помещение, где создается избыточное давление, исключающее попадание загрязненного воздуха, а также полы и стены имеют специальное покрытие, не образуюшее пыль. Одежда для персонала и все компоненты хранятся в специально закрываемых емкостях, которые исключают попадание загрязнений. Все это сделано для того, чтобы пыль не осела на внутренних поверхностях фильтра тонкой очистки дизельного топлива, поскольку это может повлиять на качество фильтра.

Фильтр рампы для автомобилей с топливной системой Common Rail всегда как минимум двухслойный.

«Первый слой полностью удаляет влагу и крупные и средние частицы. Второй слой у фильтров тонкой очистки дизельного топлива Mann-filter имеет желтый цвет, задерживает мельчайшие частицы размером 3 микрона (в 25 раз меньше толщины человеческого волоса). По требованию автопроизводителей фильтр должен задерживать не менее 85% таких частиц. На практике фильтры Mann-filter задерживают до 97% таких частиц», — рассказывает Андрей Алексюк.

«В фильтрах тонкой очистки дизельного топлива компании Delphi так же используется многослойная технология. Для создания фильтров используется специальная смесь высококачественной целлюлозы в сочетании со смолой, прошедшей специальную химическую обработку. Это отталкивает воду и эмульсии. Поэтому не проходит не только вода, но и другие элементы и обеспечивается оптимальный отвод воды. Более того, фильтр гофрируется, что позволяет значительно увеличить его грязеемкость», — дополняет Алишер Худайбердиев.

К сожалению, в России некоторые владельцы дизельных двигателей с системой Common Rail по старинке подбирают фильтры тонкой очистки дизельного топлива просто по размеру, что в корне не верно. Также некоторые потребители думают, что по характеристикам все топливные фильтры одинаковы и покупают более дешевый фильтр рампы. Однако через несколько месяцев начинаются проблемы с мотором.

«Когда приходит время для замены фильтра тонкой очистки дизельного топлива, важно выбрать фильтр оригинального качества. Только такие фильтры могут гарантировать защиту двигателя с системой Common Rail, уменьшить загрязнение и повреждение двигателя и поддерживать его производительность и мощность», – советует Алишер Худайбердиев.

«Для автомобилей с такими двигателями я рекомендую выбирать либо оригинальные фильтры, либо фильтры, производимые для поставок на конвейеры. Это определенная гарантия того, что автомобиль с высокотехнологичным дизельным двигателем будет работать правильно, – дополняет Андрей Алексюк. — К сожалению, на рынке представлено немалое количество фильтров рампы, которые позиционируются производителями как запчасти для двигателей с системой Common Rail, но на практике они не соответствуют данным требованиям. Такие фильтры стоят намного дешевле, однако последствия от их применения могут быть очень печальными».

Компания Mann+Hummel поставляет данные фильтры тонкой очистки дизельного топлива на конвейеры BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz (все новые автомобили Mercedes-Benz с системами Common Rail оснащены именно фильтрами MANN-FILTER), Peugeot, Citroen, Hyundai, FORD, VOLVO и т.д.

Причем на многих оригинальных фильтрах тонкой очистки дизельного топлива стоит теперь уже не только оригинальный номер изделия и логотип автопроизводителя, но и логотип Mann+Hummel и их артикул. Таким образом, потребитель в Европе уже может выбирать, какой фильтр рампы ему поставить оригинальный или аналог оригинала, в упаковке Mann+Hummel .

Фильтры тонкой очистки дизельного топлива Delphi установлены в мире на многих известных легковых и малотоннажных автомобилях, включая Ford, Renault, Jaguar, Peugeot, Citroën, Mercedes, Kia, Ssangyong и Hyundai. Ассортимент топливных фильтров Delphi охватывает 96% европейского автопарка. Delphi также предлагает широкий спектр фильтров, разработанных специально для грузовиков, автобусов, морской, сельскохозяйственной и шоссейной техники.

Поставками топливных фильтров на конвейер для систем Common Rail в мире занимается всего лишь несколько компаний. Это Mann+Hummel, Delphi, Knecht/Mahle, Bosch, Denso, UFI, Hengst, Sogefi. Если вам предстоит смена топливного фильтра тонкой очистки дизельного топлива на двигателе с системой Common Rail, рекомендуем обращать внимание именно на эти бренды.

Когда менять топливный фильтр на дизеле. Признаки «забитого» фильтра и последствия

06 февраля 2019 Категория: Полезная информация.

Топливная система дизеля крайне чувствительна к качеству и чистоте подаваемого топлива. И единственная защита от примесей в ДТ, которые грозят выходом из строя форсунок и ТНВД — топливный дизельный фильтр.

Рассмотрим, какие функции он выполняет и как часто его необходимо менять.

filter 1

Особенности работы топливного фильтра на дизеле

Топливные фильтры устанавливаются и на бензиновые, и на дизельные автомобили. Но требования к качеству фильтрации в случае с дизельным мотором выше, а сами фильтрующие элементы меняются чаще.

Всё дело в конструктивных особенностях дизеля: давление, под которым ДТ впрыскивается в цилиндры, намного выше, чем в случае с бензиновым ДВС. Большое давление требует большей герметичности, следовательно, зазоры в насосах и форсунках, которые подают топливо в камеру сгорания, должны быть минимальными. А частицы, которые пропускает топливный фильтр, должны быть меньше величины зазора, иначе наступит износ элементов.

Отсюда такие высокие требования к чистоте ДТ: конденсат, осадок, сторонние примеси, металлическая пыль и стружка — всё это прямые угрозы долговечности топливной дизельной аппаратуры.

filter 3

При этом надо учитывать, что дизтопливо загрязняется с самого начала процесса его получения и далее при хранении: в нём происходит окисление, появляются взвеси, оно мутнеет, смешивается с конденсатом (водой) со стенок бака, а зимой — густеет, образуя парафиновый осадок.

  • Если топливо сомнительного качества или в магистрали образовалась воздушная пробка, детали топливной аппаратуры перестают смазываться топливом, а в систему подачи топлива попадает металлическая пыль, стружка, сторонние примеси с крупными частицами, которые забивают сопла и иглы форсунок, «вымывают» каналы в клапанах форсунок, необратимо повреждают ТНВД, ускоряя износ дорогостоящих элементов.

Вода неизбежно попадает в топливную систему в результате конденсации водяных паров, это происходит как на АЗС, так и в баке автомобиля.

  • Если фильтр не сепарирует воду от топлива, она попадает на элементы и вызывает их коррозию, например, на лопастях ТНВД. И может даже попасть в цилиндры двигателя, вызвав детонацию при сгорании топлива.

Таким образом, эффективная очистка ДТ топливным фильтром напрямую отражается на надёжности и ресурсе дизельного двигателя.

Устройство и принцип работы дизельного топливного фильтра

Очистка топлива в системе питания дизеля проходит в несколько этапов:

  • вначале топливо попадает в бак. Часть крупных примесей выпадает в осадок и остаётся на дне бака, другая часть отфильтровывается крупноячеистой сеткой, которая установлена на выходе (иногда — на входе) топливного бака;
  • затем ДТ попадает в фильтр грубой очистки, который в зависимости от конструкции автомобиля, может располагаться как внутри топливного бака, в своеобразном стакане, так и на участке топливопровода. Латунная сетка фильтра грубой очистки задерживает частицы и фракции в ДТ размером от 0,5 до 1 мм.
  • после этапа грубой очистки, дизтопливо проходит через фильтр тонкой очистки. Он способен задерживать самые мелкие частицы, а размер ячеек фильтрующего элемента определяет, насколько чистое топливо попадёт в цилиндры двигателя. Фильтр тонкой очистки устанавливается на отрезке топливной магистрали между баком и ТНВД, или в подкапотном пространстве.

На разных моделях автомобилей и в зависимости от типа дизельной топливной аппаратуры топливные фильтры имеют разную конструкцию и устроены тоже по-разному.

filter 4

Самые популярные варианты устройства:

  • когда топливный фильтр представляет собой цельный узел, где фильтрующий элемент грубой и тонкой очистки объединены в одном корпусе;
  • когда фильтр грубой очистки и фильтр тонкой очистки — два отдельных узла;
  • когда топливный фильтр — составная часть других элементов топливной системы, в основном — вмонтирован в топливный насос или сочленён с датчиком уровня топлива в баке.

От месторасположения и особенности конструкции топливного фильтра зависит лёгкость доступа к нему и возможность поменять деталь самостоятельно.

Основное отличие топливного фильтра для дизеля от аналога для бензинового мотора — в дизельных фильтрах имеется специальная ёмкость, где собирается вся отфильтрованная влага, и эту ёмкость нужно периодически чистить, чтобы вода не попала в мотор.

Также в фильтр дизеля часто монтируют нагревательные элементы, чтобы он не замерзал в холода и мотор можно было запускать зимой без проблем.

Фильтры для дизельного мотора бывают:

  • разборными, где замене подлежит только сам фильтрующий элемент, а корпус остаётся на месте;
  • неразборными, по сути — одноразовыми, где менять приходится фильтр вместе с корпусом.

Когда пора менять топливный фильтр

На большинстве авто с дизельным двигателем не представляется возможности проверять состояние топливного фильтра, поэтому меняют его по данным о пробеге.

В среднем, срок эксплуатации, который указывают производители, составляет 15-40 тыс. км в зависимости от типа фильтра:

  • для обычных фильтров наружного типа («бочонков») — до 20-30 тыс. км;
  • для фильтров-картриджей — от 60 до 120 тыс. км.

Первые применяются обычно на «бюджетниках», а вторые на премиальных авто японских, корейских и американских производителей.

filter 2

Работы по замене лучше проводить осенью, перед наступлением холодов. Пропускная способность нового фильтра будет выше, её точно хватит для пропуска загустевающего на холоде топлива — чего не скажешь о фильтре, собирающем примеси с ДТ уже сезон-два.

Вне регламента менять фильтр нужно, если после заправки автомобиля мотор стал себя непривычно вести (изменился звук его работы, упала тяга и т.п.) и владелец подозревает, что в бак попали посторонние примеси. Причём одной заменой фильтра дело не обойдётся: нужно как можно быстрее слить подозрительное топливо и заменить проверенным — а в отдельных случаях, понадобится промыть бак.

Признаки «забитого» топливного фильтра

Другой способ определить, что пора менять топливный фильтр — проследить внимательно за поведением автомобиля.

О том, что пропускная способность фильтра упала, скажут такие признаки:

  • мотор неохотно заводится
  • ощутимо теряет в мощности, особенно при подъёме в горку
  • дёргается, троит, плавают обороты на холостом ходу
  • на нажатие педали газа отзывается с задержкой
  • в движении под нагрузкой работает неустойчиво, ощущаются рывки
  • потребляет больше топлива

Проблему стоит искать именно в топливном фильтре, если перечисленные симптомы усиливаются постепенно, со временем.

Если же они возникают неожиданно, это повод поискать причину в других проблемах с топливной системой.

filter 5

Что будет, если не заменить топливный фильтр вовремя

При появлении указанных признаков или при наступлении регламента замены нужно провести замену фильтра, не откладывая.

В противном случае проблемы с поведением двигателя будут нарастать, а пропускная способность фильтра снизится до такого уровня, что это спровоцирует серьёзные поломки в других узлах автомобиля.

Примерный список таких поломок:

  • выход из строя дизельных топливных форсунок
  • выход из строя ТНВД и других элементов топливной магистрали
  • неисправности двигателя из-за детонации (вода в топливе)

Стоит помнить, что топливная система дизельного автомобиля — одна из самых дорогих в ремонте. В то время как замена фильтра — относительно простая и недорогая процедура.

Как продлить жизнь топливного фильтра
  • заправляться только на проверенных брендовых заправках
  • стараться не заправляться сразу после того, как на АЗС слили топливо из цистерны: в ёмкости топливо смешивается с осадком
  • не заливать топливо в старые ржавые канистры
  • своевременно переходить на качественное зимнее дизтопливо

filter 6

  • периодически сливать остатки топлива из фильтра-отстойника для поддержания чистоты топливной системы, промывать топливный бак со снятием 1-2 раза в год
  • в дальнюю дорогу и зимой брать запасной топливный фильтр с собой
  • вовремя менять топливный фильтр, сократить рекомендуемый производителем интервал замены в 2-3 раза с учётом качества отечественного дизтоплива и условий эксплуатации.

О типичных проблемах владельцев дизельных авто узнаете здесь.

Топливные дизельные форсунки найдёте в нашем каталоге

ООО «Дизель Крафт»
ДИЗЕЛЬНАЯ ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА
Регистрационный номер в Торговом реестре 392854

Выбираем сами топливный фильтр для дизельных двигателей

Топливный фильтр дизельного двигателя выполняет одну из самых важных функций в устройства автомобиля. Соответственно, многих автомобилистов интересует вопрос — как правильно выбрать фильтрующий элемент и какой лучше устанавливать на свое авто. Этому вопросу мы сегодня и уделим внимание. О том, какой лучше приобрести топливный фильтр для дизельного двигателя, читайте ниже.

Конструкция фильтрующего элемента для дизельного двигателя

Функции топливного фильтра

Перед тем, как мы приступим к выбору фильтра, давайте все же узнаем, какие функции он выполняет. Итак, как вы понимаете, топливный фильтр для дизельного двигателя предназначен для очистки топлива.

В целом процесс очистки осуществляется в несколько этапов:

  • процедура предварительной очистки, которая осуществляется в топливном баке;
  • следующий этап — это грубая очистка топлива;
  • завершающий этап — тонкая очистка.

Ни для кого не секрет, что дизельная система питания является самой требовательной в вопросе чистоты горючего. У дизельных двигателей прецизионные пары установлены не только в форсунка, но и в самом топливном насосе. Соответственно, чрезмерное наличие примесей в топливе может негативно отразиться не только на функционировании форсунок, но и насоса. А это значит, что фильтрация топлива должна осуществляться в несколько этапов.

Белый парафин - появляется на фильтре обычно при эксплуатации в холодную погоду

Принципиальным различием топливных фильтров для дизельных двигателей является то, что они эффективно предотвращают попадание влаги в камеру сгорания мотора. Кроме того, некоторые модели топливных фильтров (далее — ТФ) для дизельных двигателей оснащаются подогревательными элементами. Это делается для того, чтобы в мороз парафины, которые содержатся в горючем, не вывели из строя систему в результате кристаллизации.

Как известно, загрязнение горючего в большинстве своем происходит в ходе его производства на предприятии. Остальная часть вредных для топлива веществ попадает в него во время перевозки и, соответственно, заправки. Также следует отметить, что в горючем регулярно происходят различные химические процессы, которые способствуют появлению всевозможных смол. Более того, при температурных перепадах в бензобаке начинает появляться конденсат, а он, в свою очередь, мешается с топливом во время езды. Соответственно, первоначальной функцией ТФ для дизельного двигателя является очистка топлива от грязи, примесей и влаги.

Устройство топливного фильтра дизельного двигателя и срок эксплуатации

В целом дизельные двигателя очень чувствительно относятся к мусору и влаге, которые присутствуют в топливе. Тем более, что качественный дизель на отечественных заправках не так-то легко найти. Эта чувствительность вызвана содержанием в форсунках и топливном насосе прецизионных элементов, которые смазываются дизелем. В некоторых узлах зазор между деталями составляет не более 6 мкм, соответственно, наличие абразивных материалов может стать причиной увеличения этого зазора. В результате этого система может и вовсе выйти из строя.

Как показывает практика, практически половина неисправностей дизельных автомобилей вызывается именно поломками в топливной системе. Это значит, что от того, как ТФ осуществляют очистку топлива, напрямую зависит работоспособность двигателя в целом и его ресурс работы. Теперь перейдем к вопросу устройства топливного фильтра для дизельного двигателя. В целом устройство элемента довольно простое. ТФ состоит непосредственно из самого фильтрующего компонента, а также сепараторов, которые необходимые для отделения воды от дизеля, и в некоторых случаях — датчиком влаги с краном для ее слива.

Согласно фотографии ниже, рассмотрим устройство ТФ:

  1. Дизель, требующий фильтрации.
  2. Эмульсия после насоса.
  3. Отделение элементов и образование капель конденсата.
  4. Уже прочищенная солярка с капельками конденсата.
  5. Гидрофобный элемент.
  6. Отстойник для конденсата.

В целом именно такое устройство характерно для дизельного ТФ. Для того, чтобы в баке транспортного средства не появлялась влага, некоторые производители советуют заправлять бак полностью хотя бы один раз в неделю. Что касается ресурса эксплуатации, то он напрямую зависит от качества заправляемой солярки, в среднем данный показатель составляет около 30-40 тысяч километров пробега. Неспособность топливного фильтра для дизельного двигателя выполнять свои функции заключается в потери мощности при езде в гору. Если вовремя не поменять ТФ, то проблема будет развиваться и дальше, вплоть до того момента, что мотор попросту не получится запустить.

Как выбрать подходящий?

Итак, если с функциями и устройством в принципе все понятно, то рассмотрим следующий вопрос. Какой лучше выбрать топливный фильтр для дизельного ДВС?

Для этого следует учесть несколько аспектов:

  1. Покупайте только оригинальные ТФ для дизельных агрегатов. На сегодняшний день выбор фильтрующих элементов для дизельных транспортных средств просто огромен. Поэтому вам при покупке важно не попасться на контрафактную продукцию. Наиболее оптимальным вариантом будет приобретение оригинального ТФ, который предназначен непосредственно для вашего авто. В связи с этим при покупке важно обратить внимание и на серийный номер, желательно, чтобы он соответствовал тому, который указал производитель.
  2. Перед приобретением вам необходимо определить необходимую тонкость фильтрации. Когда вы покупаете ТФ, обратите внимание на его описание, в нем должны быть отмечены несколько параметров, в частности номинальный и абсолютный уровень фильтрации. Этот показатель измеряется в микронах (мкм). номинальный показатель определяет размер частиц, которые задерживаются фильтрующим элементом на 95%. Показатель абсолютной фильтрации в целом определяет качество прочистки и класс устройства, он составляет 98%.
    Также следует отметить, что между собой фильтры различаются на элементы тонкой и грубой очистки. ТФ грубой очистки предназначены для предварительного процесса очистки и ликвидации самых больших частиц мусора из топлива. ТФ тонкой очистки необходимы для очистки топлива, которое уже прошло через фильтр грубой очистки. На сегодняшний день принцип двойной очистки является наиболее распространенным и эффективным, потому как она позволяет обеспечить надежную защиту системы. Кроме того, при двойной очистки ресурс работы обоих ТФ значительно увеличивается.
  3. Помните о том, что всегда некачественные ТФ самые дешевые. Не секрет, что качественный фильтрующий компонент стоит значительно дороже, ведь именно он определяет цену на деталь в принципе. На сегодняшний день в ТФ могут использоваться синтетические, целлюлозные и комбинированные материалы. Полностью синтетические элементы являются наиболее дорогими в плане цены, при этом они имеют самый долгий срок службы.
    Целлюлозные ТФ считаются самыми недорогими. И недаром, ведь их конструкция для очистки оборудована специальной пористой бумагой с функцией пропитки. Что касается комбинированных элементов, то в них, как правило, чередуются синтетический и целлюлозный слои, что позволяет на приличном уровне отфильтровывать грязь из топлива.
  4. Для солярки необходимо также дополнительно установить водно-топливный сепаратор. Предназначение сепаратора заключается в отделении конденсата от топлива, а также в предотвращении попадания его в горючее. Не секрет, что влага значительно снижает производительность агрегата в целом, а в случае ее замерзания во время морозов это может и вовсе привести к повреждению элементов всей системы. Зачастую сепараторы монтируются в купе с основным ТФ.
  5. И последнее — ТФ должен быть установлен вместе с устройством подогрева. Когда температура окружающей среды понижается, горючее «запарафинивается», соответственно, его подача в мотор будет затруднена. С целью предотвращения этого желательно помимо основного ТФ установить также устройство подогрева. Таким образом даже в сильный мороз ТФ всегда будет прогрет.
Читайте также  Не показывает температуру двигателя ваз 2110 инжектор...

Видео «Подогрев фильтра дизельного ДВС»

Работоспособность системы подогрева ТФ представлена на видео.

  • Так ли топливному фильтру дизельного двигателя необходим подогрев?
  • Всё о замене топливного фильтра
  • Как осуществить замену топливного фильтра на дизеле самостоятельно?

Вода, вода, кругом вода: зачем и как менять топливный фильтр на дизеле

Казалось бы: снял старый и поставил новый. О чём речь-то? Но в жизни просто только кредит под 30% получить, всё остальное всегда чуть сложнее, чем кажется. Тем более если речь идёт о дизельном двигателе.

Про фильтры

Я не открою Америки, если скажу, что топливные фильтры бензиновых и дизельных моторов имеют некоторые отличия. Обусловлены они как разницей в свойствах бензина и дизтоплива, так и конструкцией топливных систем в общем. Начнём с топлива.

В солярке есть такое вещество – парафин. А один из параметров дизтоплива – температура помутнения, то есть начала кристаллизации парафина. При понижении температуры парафин, естественно, забивает топливный фильтр. В этом случае и двигатель запустить сложнее (иногда вообще невозможно), да и едет машина неважно. Это особенно актуально для любителей летней солярки зимой: фильтр вообще можно забить насмерть. Одним словом, топливный фильтр дизельного мотора должен как-то справляться с этой парафиновой загвоздкой, бензиновый же от этой напасти избавлен.

Другая особенность связана с тем, что в солярке есть вода (да, как бы нам это не нравилось, она есть всегда). Воду пускать в топливную аппаратуру нельзя, фильтр её просто обязан задерживать. Поэтому в фильтрах бывают отстойники, которые позволяют удержанную воду слить. Иногда там есть даже датчики воды, которые сигнализируют о высоком содержании Н2O в топливе.

Ну, а как влияет особенность дизельной топливной системы на конструкцию фильтра? Во-первых, дизельный фильтр должен задерживать твёрдые частицы таких размеров, которые не опасны бензиновому мотору, но могут загубить топливный насос высокого давления (ТНВД) и форсунки двигателя.

В ТНВД есть прецизионные детали (например, пара плунжер-втулка), имеющие микронные зазоры. И угробить эти пары могут не только не отфильтрованные абразивные частицы. Смазываются они самим дизельным топливом, а попавшая вода спасительную пленку просто смывает. Что происходит с деталями, работающими без смазки, вы уже догадываетесь: повышение шероховатости, увеличение зазора (иногда может и заклинить), и в дальнейшем – выход узла из строя. А ведь ТНВД некоторых автомобилей может стоить не дешевле закрылка Боинга, что очень печально.

Как видите, дизельный мотор очень придирчив к состоянию фильтра. Давайте посмотрим, как его меняют и, может быть, научимся менять его сами (хотя иногда этого делать не стоит). Для примера возьмём достаточно популярный в России автомобиль Renault Duster, известный в узких кругах как «Дастер-дизелёк». Под его капотом ворочает поршнями проверенный временем и дастероводами полуторалитровый K9K, выдающий на новых автомобилях 109 л. с. О том, что мотор завоевал неплохую репутацию, можно судить по росту продаж дизельных Дастеров в России: от скромных 5% в начале продаж до 20% на сегодняшний день. Дизель в целом удачный, но фильтр менять всё-таки приходится.

Полчаса без спешки

Конструкторы Рено запрятали фильтр от шаловливых ручек владельцев достаточно надёжно: внизу, за правым передним крылом. То есть нам придётся снять колесо и подкрылок. И лучше всего делать это на подъёмнике. Если у вас его нет (а интуиция мне подсказывает, что его нет у большинства читателей), работать будет очень неудобно – это одна из причин выполнить работу в сервисе. Но допустим, подъёмник есть. Тогда поднимаем машину и снимаем колесо – тут ничего сложного.

Теперь примемся за подкрылок. Вдоль арки крыла откручиваем саморезы и стараемся их не растерять. Внутри локер крепится пистонами. Вынимать их лучше аккуратно, каждый в отдельности стоит не слишком много, но если сломать все, будет обидно (и дорого). После того, как подкрылок вытащен из арки наружу, нашему любопытному взору откроется сам фильтр.

Точнее – кожух. Сам фильтр стоит внутри, и нам ещё предстоит до него добираться. Для этого берём головку и откручиваем болты крепления кожуха. Прежде чем вытаскивать сам фильтр, отсоединим от него разъём датчика воды снизу и разъём нагревательного элемента (есть тут и такой, он не даёт замёрзнуть топливу в фильтре в мороз). Теперь можно снять крышку кожуха. Сверху к фильтру подходят топливные трубки, их тоже придётся отсоединить.

Попутно придётся решить вопрос не только технический, но и этический: из снятых трубок непременно польётся солярка. Внимание, вопрос: куда ей литься? Не надо поливать ею землю, экология у нас и без того так себе. Поэтому заранее приготовим ёмкость для топлива, она нам понадобится и позже. Итак, фильтр у нас в руках. На Дастере меняется только фильтрующий элемент, поэтому примемся за разборку корпуса фильтра.

Первым снимем датчик воды, который вкручен в корпус. Затем откручиваем болты и снимаем крышку корпуса. Затем выбиваем картридж (фильтрующий элемент), ради замены которого мы и затеяли всё это веселье. Если через отверстие датчика уровня воды его выколотить не получается, берём плоскогубцы и тянем его с другой стороны. А теперь берём кучу чистых салфеток (только без ворса) и начинаем чистить корпус фильтра.

Главная задача – вытереть всё насухо, и даже если в фильтре была вода (а она там была точно), от неё не должно остаться и следа. Специалист сервиса использует для просушки сжатый воздух, но вряд ли у обычного автолюбителя в гараже есть компрессор, так что чистим и сушим любыми доступными средствами. И как только всё начинает блестеть от небывалой чистоты, приступаем к сборке.

DSC_1136

Обратите внимание: крышка корпуса имеет резиновое уплотнительное кольцо. Ставить повторно его нельзя, но в комплекте нового фильтра оно есть. Колечко поменьше встанет под датчик воды. Для того чтобы затянуть этот датчик, инструмент не нужен – всё делается руками, но от души.

Ну а теперь осталось только поставить всё на место. Главное – не перепутать топливные трубки. Надеваем разъёмы датчика уровня воды и нагревателя, ставим крышку кожуха. Возвращаем на законное место подкрылок и ставим колесо. Теперь опускаем машину с подъёмника и не забываем хорошенько протянуть шпильки колеса. Работа закончена? Ещё нет.

Дизельная топливная система, как и природа, не терпит пустоты. И большое спасибо создателям Дастера, которые поставили на этот автомобиль грушу для прокачки системы. Пользоваться ей не очень удобно, но это гораздо лучше, чем врезаться в систему для прокачки топлива. Находим грушу за правой фарой и начинаем прокачивать топливо. Качать, возможно, придётся долго, но в конце концов вы почувствуете, что воздуха в системе не осталось.

Вот теперь можно запустить двигатель. У нас он затарахтел сразу, но если вы возились с фильтром сами, а после поворота ключа желанного «тр-тр-тр-тр» не услышали, то берите грушу и качайте дальше: воздух вышел не весь. Конечно, если всё остальное вы собрали правильно.

DSC_1181

Что ещё надо знать о фильтре

Топливный фильтр на дизельном Дастере надо менять на каждом втором ТО, то есть каждые 30 тысяч километров. Раньше интервал между ТО составлял 10 тысяч, но с недавнего времени его увеличили до 15 – этого вполне достаточно. А есть ли смысл менять фильтр чаще?

По большому счёту, нет. Внеплановая замена нужна только в одном случае: если вы заправились, и что-то после этого пошло не так. Снизилась приёмистость, изменился звук работы двигателя, одним словом, машина стала чувствовать себя хуже, чем до заправки. Но тут, к сожалению, одной заменой не обойтись.

В первую очередь надо постараться избавиться от некачественного топлива. Для этого придётся доехать до ближайшей хорошей (это обязательное условие!) АЗС и долить в бак столько топлива, сколько в него поместится. Потом покататься ещё и долить следующие хотя бы 5-10 литров. После этого фильтр лучше заменить, даже если проблема ушла. Другое дело, если загорится контрольная лампа неисправности электронных систем автомобиля (в разговорной речи именуется «пилой»). Тут уже тянуть нельзя – нужно срочно отправляться в сервис.

Так как наш главный враг – вода, от неё можно и нужно периодически избавляться. В не слишком запущенных случаях поможет влагоудалитель (дегидратор), но слишком на него полагаться не стоит.

Порву ещё один баян, заявив, что бак не стоит держать пустым – так меньше шансов получить воду в виде конденсата. Речь не об этом, а о фильтре. На многих фильтрах, в том числе и на нашем, есть отстойник. В нём скапливается вода, которую оттуда можно слить. На нашем подопытном Дастере для этого надо открутить датчик уровня воды снизу фильтра, и вода вытечет.

Теперь вернёмся к проделанной работе. Оригинальный фильтр стоит 600 рублей, его замена у дилера – 1 100. Правда, в рамках регламентного ТО эта операция обойдётся дешевле. А что будет, если фильтр менять от случая к случаю?

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность официальному дилеру Renault в Москве и Санкт-Петербурге – компании «Петровский Автоцентр» (СПб, ул. Софийская, 87, (812) 702-1111)

Топливные фильтры: типы, особенности и сроки замены

Евро-5, говорите? Возможно, качество российского топлива в последние годы и улучшилось, но топливные фильтры автомобилей дилеры по-прежнему рекомендуют менять чаще, чем в Европе. Ведь попадание в дорогую топливную аппаратуру современного двигателя воды, примесей или грязи может стать для неё фатальным. Поговорим о топливных фильтрах — главных защитниках топливной системы машины.

Средний годовой пробег автомобиля в России составляет 17 500 км. При расходе 10 л/100 км за 12 месяцев через топливную систему машины проходит 1750 литров бензина или дизтоплива. А ведь у многих пробеги значительно больше! И всё потребляемое мотором топливо должно быть тщательно отфильтровано — для этого в автомобиле обычно установлен не один, а несколько топливных фильтров.

Типы топливных фильтров

Самую грязную (в прямом смысле) работу выполняет находящийся в баке фильтр грубой очистки топлива, он же фильтр-сетка или фильтр бензонасоса. Обычно он установлен на самом насосе, не давая ему закачать крупные частицы грязи и ржавчины в топливную магистраль. Чем сильнее забивается сетка, тем сложнее бензонасосу прокачивать топливо — очень часто он сгорает из-за грязного фильтра грубой очистки. Поэтому обновлять фильтр-сетку нужно регулярно, а при установке нового насоса эта процедура и вовсе обязательна для сохранения заводской гарантии.

Топливные фильтры: типы, особенности и сроки замены

Основную очистку бензина от грязи выполняет топливный фильтр тонкой очистки, он же фильтр высокого давления. В классическом исполнении он представляет собой отдельный металлический бочонок с фильтровальным элементом внутри, установленный в топливной магистрали: либо под днищем автомобиля, либо в подкапотном пространстве. Бензиновый фильтр тонкой очистки задерживает частицы размером от 10 микрон.

Топливные фильтры: типы, особенности и сроки замены

На современных автомобилях фильтр тонкой очистки всё чаще устанавливают непосредственно в бензобаке, интегрируя его в топливный модуль — такой фильтр, как и бензонасос, называют погружным. Модульная конструкция удобна для автопроизводителей: не нужно делать разрыв в топливной магистрали и герметичные соединения трубок с отдельно стоящим фильтром — все элементы находятся внутри бака. Но замена такого фильтра трудоёмка и сложна, требует полной разборки топливного модуля, а иногда и снятия бензобака.

Топливные фильтры: типы, особенности и сроки замены

Дизельные топливные фильтры отличаются от бензиновых конструктивно, поскольку требования дизелей к фильтрации топлива строже. Давление, создаваемое ТНВД и форсунками дизеля, заметно выше, что требует меньших зазоров в элементах топливной системы. А значит, и минимальный размер частиц, задерживаемых фильтром, должен быть меньше. Кроме того, в дизельных фильтрах реализовано отделение от топлива воды — она собирается в резервуаре-отстойнике в нижней части фильтра, оснащенном датчиком. Периодически собранную воду нужно сливать вручную, отворачивая штуцер, поэтому дизельные фильтры не делают погружными — они всегда установлены отдельно, в легкодоступном месте. Также дизельные фильтры обычно оснащены насосом ручной подкачки топлива, а иногда и подогревом

Наконец, карбюраторные фильтры низкого давления часто используют в качестве дополнительных топливных фильтров — как на дизельных, так и на бензиновых машинах. Они стоят дёшево и быстро меняются, а благодаря прозрачному пластиковому корпусу позволяют легко контролировать состояние топлива, наличие в системе воздуха и загрязнение фильтровального элемента. Иногда карбюраторные фильтры используют и в другой роли — например, как маслоуловители впускного тракта.

Топливные фильтры: типы, особенности и сроки замены

Где находится топливный фильтр

Расположение топливного фильтра можно увидеть на схемах топливной системы автомобиля (например, в нашем подборщике запчастей) или вычислить на месте, исследуя топливную магистраль. Дизельный фильтр в легковой машине всегда стоит под капотом; там же можно встретить и бензиновый фильтр тонкой очистки, хотя чаще он установлен под днищем. Если вы проверили топливопровод от форсунок до бензобака и не нашли топливный фильтр, значит он погружного типа и находится непосредственно в баке.

Топливные фильтры: типы, особенности и сроки замены

Как часто менять топливный фильтр

Срок службы топливного фильтра зависит от его типа. Дизельные фильтры меняют часто — иногда с каждой сменой масла (то есть каждые 10 000 км) или через одну. Рекомендуемая периодичность замены бензинового фильтра: 30 000–40 000 км. Погружные фильтры автопроизводители предписывают менять реже, чем установленные вне бака, но связано это лишь со сложностью операции — грязеёмкость погружных фильтров не больше, чем у выносных.

Топливные фильтры: типы, особенности и сроки замены

Признаки забитого топливного фильтра

Грязный топливный фильтр существенно ухудшает работу двигателя. Сперва проявляется недостаток тяги в пиковых режимах — на высокой скорости, при резких ускорениях, под интенсивной нагрузкой. Если оперативно не заменить фильтр, то дефицит мощности проявится и при повседневной езде. Также забитый топливный фильтр затрудняет запуск двигателя и снижает ресурс топливного насоса, нагрузка на который возрастает многократно. Из-за отсутствия тяги и неправильной работы мотора возрастает и расход топлива.

Замена топливного фильтра

Резьбовые соединения — одна из причин более частой регламентной замены выносных топливных фильтров. Если фильтр, расположенный под машиной, не менять несколько лет, открутить его будет сложно — резьба штуцеров намертво закисает, а наружные крепления ржавеют. Лучше менять фильтр чаще, чтобы его демонтаж не вызывал проблем.

Топливные фильтры: типы, особенности и сроки замены

Менять топливный фильтр любого типа рекомендуется с минимальным остатком топлива в баке — так его утечки будут меньше. Крышку горловины бака перед заменой фильтра лучше снять, чтобы сбросить остаточное давление. При смене отдельно стоящего (выносного) фильтра имеет смысл сбросить давление и в самой топливной магистрали — для этого нужно вытащить предохранитель бензонасоса и завести двигатель, выработав оставшийся в фильтре и топливопроводе бензин. На некоторых фильтрах есть стрелки, указывающие направление движения топлива (к двигателю) — следите, чтобы фильтр был установлен нужной стороной.

Замена погружных фильтров (тонкой и грубой очистки) обычно выполняется через ревизионный лючок в кузове машины, но может потребовать и демонтажа бензобака. Разборку и сборку топливного модуля лучше производить в соответствии с заводской инструкцией — любое забытое или неправильно установленное резиновое уплотнение (коих в модуле множество) приведёт к проблемам с запуском двигателя. При этом все уплотнительные резинки должны быть заменены на новые — закажите их заранее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector