Эксплуатационные характеристики авиационных ...

Эксплуатационные характеристики авиационных …

Спецификация минимальных эксплуатационных характеристик MOPS и Технические требования к минимальным характеристикам авиационных систем MASPS

Специальные комитеты RTCA (SC) используют опыт авиационного сообщества для выработки рекомендаций. RTCA работает с Федеральной авиационной администрацией США (FAA) над разработкой комплексных, проверенных и одобренных в отрасли стандартов, которые можно использовать в качестве средства соответствия правилам FAA.

Специальные комитеты разрабатывают:

Требования к характеристикам безопасности полетов (SPR);

Определения эксплуатационных служб и среды (OSED);

Требования к функциональной совместимости (INTEROP);

Спецификацию минимальных эксплуатационных характеристик MOPS;

Технические требования к минимальным характеристикам авиационных систем MASPS;

Отчеты и руководящие указания.

Эти документы формируют сертификацию безопасности и эффективности нового оборудования и обеспечивают конкурентный рынок для внедрения этих технологий. MASPS и MOPS часто упоминаются FAA в технических стандартных приказах и, таким образом, служат частичной основой для сертификации оборудования. Документы RTCA также используются частным сектором для разработки, инвестиций и других деловых решений.

MASPS

MASPS определяют требования, которые необходимы для разработчиков, установщиков, производителей, поставщиков услуг и пользователей систем, предназначенных для оперативного использования в определенном воздушном пространстве.

В тех случаях, когда системы носят глобальный характер, принимаются во внимание международные заявки (часто работающие с Европейской организацией оборудования для гражданской авиации (EUROCAE) и/или ICAO.

Стандарты MASPS описывают работу систем, подсистем, функций и предоставляют информацию, необходимую для понимания обоснования характеристик системы, операционных целей, требований и типичных приложений. Предоставляются определения и допущения, необходимые для правильного понимания MASPS, а также минимальные процедуры тестирования системы для проверки соответствия производительности (например, сквозная проверка производительности).

Соответствие RTCA MASPS рекомендуется, как одно из средств обеспечения того, чтобы система и каждая подсистема выполняли свои намеченные функции удовлетворительно в условиях, обычно встречающихся в обычных авиационных операциях.

Стандарты MASPS могут применяться частично или полностью.

MOPS определяют стандарты для конкретного оборудования, и необходимы для разработчиков, производителей, монтажников и пользователей оборудования. Слово «оборудование», используемое в MOPS, включает в себя все компоненты и узлы, необходимые для правильного выполнения навигационной системой своих функций. MOPS предоставляет информацию, необходимую для понимания обоснования заявленных характеристик и требований к оборудованию, описания типичных применений оборудования и целей эксплуатации, а также для определения основы требуемой производительности в соответствии со стандартом. Приводятся определения и допущения, необходимые для правильного понимания, а также испытания установленного оборудования и эксплуатационных характеристик оборудования.

Соответствие RTCA MOPS рекомендуется выполнять, поскольку это одно из средств обеспечения того, что оборудование будет выполнять свои намеченные функции удовлетворительно при всех условиях, обычно возникающих в обычных авиационных операциях.

5.3. Характеристики авиационных артиллерийских установок

Качество ААУ и ее приспособленность для решения боевых задач оцениваются совокупностью характеристик. Каждая из характеристик отражает определенные свойства ААУ в целом или ее систем и агрегатов, являясь, таким образом, одним из частных показателей качества ААУ. Всю совокупность характеристик ААУ условно принято подразделять на три группы: тактико-технические, эксплуатационные и экономические характеристики.

В группу тактико-технических характеристик объединены те, которые оказывают непосредственное влияние на боевую эффективность КАВ ЛА. К ним относятся характеристики маневренности ААУ, количество образцов и характеристики применяемого ААО, боекомплект патронов на ААУ, характеристики технического рассеивания снарядов при стрельбе из ААО, размещенного на ААУ, характеристики боевой живучести ААУ и характеристики совместимости ААУ с ЛА.

Характеристики маневренности ААУ оцениваются зоной разрешенной стрельбы (ЗРС), диапазонами скоростей и ускорений вращения ААО на ААУ.

ЗРС или, иначе, зона обстрела, определяется максимальными значениями углов отклонения ААО на ААУ. В общем случае эти углы задаются в двух плоскостях и отсчитываются от продольной оси ЛА. Отметим, что ЗРС в наибольшей степени сказывается на особенностях конструкции подвижной ААУ.

Диапазоны скоростей и ускорений движения ААО характеризуют быстродействие и динамические свойства следящего привода ААУ. Эти характеристики, прежде всего, должны обеспечивать приведение ААУ в боевое положение (к началу прицельной стрельбы) за возможно короткое время.

Количество образцов и тактико-технические характеристики ААО являются исходными данными при оценке эффективности боевого применения ААУ. В связи с этим они назначаются в соответствии с предназначением ЛА, перечнем атакуемых целей и условиями их атаки так, чтобы обеспечить максимальное значение боевой эффективности при решении конкретной боевой задачи.

Боекомплект патронов на ААУ определяется количеством патронов на каждую единицу ААО. Боекомплект патронов позволяет оценивать возможное количество атак с применением ААО и непосредственно определяет эффективностью решения боевой задачи. В общем случае при определении боекомплекта должна быть указана также комплектация патронами различных типов.

Характеристики технического рассеивания при стрельбе из ААО, размещенного на ААУ определяются математическим ожиданием и среднеквадратическим (вероятным) отклонениями координат попадания снарядов. Эти характеристики зависят от жесткости ААУ, точности работы СлПр, характеристик ААО, места размещения ААУ на ЛА и динамических свойств самого ЛА и определяются как индивидуальные ошибки рассеивания ААО на ААУ. Значения индивидуального рассеивания должны быть согласованы с характеристиками рассеивания, обусловленными ошибками прицеливания данного ЛА (групповые ошибки), так, чтобы обеспечить максимум боевой эффективности применения ААВ.

Боевая живучесть ААУ определяется стойкостью ее систем к поражающему действию средств поражения противника. Показателем боевой живучести служит, обычно, вероятность нормального функционирования ААУ при огневом воздействии противника. Средствами повышения боевой живучести являются уменьшение площадей агрегатов, систем и электрических жгутов ААУ, броневая защита уязвимых узлов, дублирование некоторых агрегатов и блоков.

Характеристики совместимости установки с ЛА оцениваются, прежде всего, влиянием ААУ на безопасность ЛА, а также влиянием на летно-тактические характеристики (ЛТХ) ЛА, силовым воздействием ААУ на конструкцию ЛА, влиянием ААУ на функционирование бортовых систем ЛА и согласованностью электропотребителей ААУ с источниками электроэнергии ЛА по напряжению, частоте и мощности электрического тока.

Влияние ААУ на безопасность полета ЛА в процессе стрельбы зависит от силы воздействия установки на ЛА, организации выброса или сбора стреляных гильз и звеньев, от степени загазованности отсеков ААУ и самого ЛА, а также от степени воздействия пороховых газов на силовую установку ЛА. Конструкция и размещение ААУ на ЛА должны быть такими, чтобы, прежде всего, обеспечивать безопасность ЛА во всем диапазоне условий его боевого применения.

Влияние установки на ЛТХ ЛА зависит от таких ее технических характеристик, как масса, габаритные размеры, аэродинамическая форма и максимальные значения перегрузок и вибраций, при которых ААУ способна функционировать нормально. Все эти характеристики должны быть такими, чтобы размещенная на ЛА установка в процессе боевого применения не вызывала существенного уменьшения скорости, высоты и дальности полета ЛА, ухудшения маневренных возможностей ЛА и не приводила к дополнительным ограничениям при решении боевых задач.

Среди эксплуатационных характеристик ААУ важное место занимают время подготовки ААУ к боевому полету ЛА, потребные трудозатраты для подготовки ААУ к боевому применению, безопасность и удобство работы на ААУ, эксплуатационная надежность ААУ, технический ресурс и эксплуатационная живучесть ААУ, ремонтопригодность и контролеспособность ААУ.

Время подготовки ААУ к боевому полету ЛА и потребные трудозатраты зависят от простоты технического обслуживания и удобства работы на ААУ, потребности в специальном оборудовании и инструмента, необходимого для оборудования ААУ, а также от квалификации специалистов. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и измеряются временем, затрачиваемым на выполнение определенного вида подготовки ААУ, и количеством специалистов, участвующих в этой подготовке.

Безопасность и удобство работы на ААУ должны исключать непроизвольные выстрелы, поражение обслуживающего персонала электрическим током и ударами движущих частей ААУ, а также повреждение конструкции самой ААУ и ЛА.

Эксплуатационная надежность ААУ характеризует способность ее успешно функционировать в процессе боевого применения и технической эксплуатации и определяется вероятностью безотказной работы в течение заданного времени и временем наработки на один отказ.

Эксплуатационная надежность является одной из важнейших составляющих боевой эффективности ААУ. К эксплуатационной надежности ААУ предъявляются высокие требования. Так, например, для подвижных ААУ самолетов бомбардировочной и военно-транспортной авиации допускается всего лишь одна задержка в стрельбе на каждые пятьдесят процентов ее живучести по настрелу. Обычно гарантийный настрел на установку, в пределах которого сохраняются все основные характеристики ААУ в заданных пределах, составляет два гарантированных настрела на ААО, применяемое на данной ААУ.

Технический ресурс ААУ определяется временем ее боевого и эксплуатационного применения без ухудшения ее ТТХ.

Эксплуатационная живучесть представляет ресурс ААУ по настрелу и определяется количеством выстрелов, производимых из ААУ без ухудшения ее ТТХ. В количественном выражении это удвоенный гарантийный настрел ААО, применяемого на данной ААУ.

Ремонтопригодность и контролеспособность ААУ оцениваются ее приспособленностью к войсковому ремонту и контролю ее основных систем и агрегатов в процессе эксплуатации.

К экономическим характеристикам ААУ относятся стоимость и технологичность изготовления и сборки ААУ, степень стандартизации и унификации, входящих в нее состав систем и агрегатов.

Требования к этим характеристикам направлены главным образом на снижение затрат в серийном производстве ААУ, доступности исходных материалов при изготовлении ее систем и агрегатов.

Рассмотренные выше основные характеристики ААУ тесно связаны друг с другом, с количеством типов и образцов ААО, применяемого на ААУ, их основными характеристиками, а также с предназначением, основными задачами и ЛТХ ЛА.

Воздушные суда

Воздушные суда

Воздушное судно это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. В гражданской авиации России применяются два типа воздушных судов — самолеты и вертолеты.

Справочник «Воздушные суда гражданской авиации» — самый полный справочник пассажирских и грузовых самолетов и вертолетов России и мира, включающий подробное описание современных российских, СССР и зарубежных воздушных судов.

Воздушные суда

Твердый переплет, цветная печать, 320 стр., формат 17х24,5 cм
Цена 1700 рублей
Издательство: ООО «Авиатека»
Бланк заявки на литературу.doc

Выбраны типы транспортных воздушных судов эксплуатируемые в гражданской авиации России, принимаемые российскими аэропортами и выполняющие транзитные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации. Из новых, находящихся в процессе сертификации, воздушных судов, в справочник самолетов и вертолетов включены выполнившие первый полет. В справочник не включены беспилотные и сверхлегкие воздушные суда авиации общего назначения.

Для каждого воздушного судна, предназначенного для перевозки пассажиров, грузов, выполнения авиационных работ и воздушного судна деловой авиации, справочные сведения размещены на одной странице и содержат:

  • Летно-технические характеристики самолетов и вертолетов
  • Эксплуатационные характеристики, описание, коды ИКАО и ИАТА
  • Проекции воздушного судна и эскиз поперечного сечения фюзеляжа с размерами

В приложениях собраны справочные таблицы, коды ИАТА и ИКАО, классификации воздушных судов (airplanes и helicopters), используемые при организации воздушных перевозок пассажиров и грузов.

Приложения к справочнику

Примеры страниц

(кликните для увеличения)

Самолет Airbus-A320

Boeing-B737

Вертолет Mil-Mi8

Sukhoi-Superjet-SSJ100

Agusta-Westland-AW139

Antonov-An148

Введение

При подготовке справочника были использованы кодификаторы ИАТА и ИКАО, РЛЭ (Руководство по летной эксплуатации), AHM (Airport Handling Manual) . Другие авторизованные материалы разработчиков авиационной техники и справочная литература.

Отечественные и иностранные воздушные суда приведены в порядке названий фирм, конструкторских бюро (ОКБ) разработчиков и сокращенного обозначения ВС. Описание воздушного судна состоит из обозначения его типа ВС, категории ИКАО по турбулентности, кодов ИКАО, названия и страны разработчика, общих летно-технических характеристик (ЛТХ), полного наименования, кодов ИАТА, числа членов летного экипажа и количества пассажирских мест, кратких сведений о воздушном судне и его модификациях.

Представлены чертежи трех проекций и сечение фюзеляжа с основными размерами. Площадь крыла. Высота порогов дверей и люков, клиренс двигателей указаны для максимальной взлетной массы. Размеры указаны в метрах. На эскизах выделены размеры (объем, габариты, параметры) грузовых отсеков самолетов и вертолетов, указана максимальная грузовая нагрузка и грузовместимость по типам и количеству авиаконтейнеров.

Характеристики самолетов и вертолетов относятся к конкретной модели, как правило, самой последней.

  • Полное наименование воздушного судна на русском и английском языке. Тип воздушного судна по ИКАО, класс самолета или вертолета, категория турбулентности, коды ИАТА, ИКАО и обозначения. Страна разработки и производства.
  • История разработки и описание модификаций. Каким комплексом авионики оснащен. Начало выпуска и количество выпущенных экземпляров.
  • Дальнемагистральный, среднемагистральный, ближнемагистральный, региональный или самолет местных воздушных линий.
  • Широкофюзеляжный, среднефюзеляжный, узкофюзеляжный или транспортный (грузовой) самолет.
  • Легкий, средний или тяжелый вертолет.
  • Крейсерская и максимальная скорость полета в километрах в час и числе Маха от скорости звука.
  • Потолок (максимальная высота полета и максимальный эшелон полета) самолетов. Потолок вертолетов указан динамический и статический с учетом влияния земли.
  • Дальность полета. Дальность указывается с резервами топлива для максимальной нагрузки, типовой нагрузки и без нагрузки.
  • Количество членов летного экипажа, включая командира воздушного судна.
  • Количество пассажирских мест в салоне самолета указано для различных типовых комбинаций компоновки: «F» — первый класс, «С» — бизнес класс, «W» — улучшенный экономический класс, «Y» — экономический (туристический, лоукост) класс. В скобках указано предельно допустимое эвакуационное (exit limit) количество мест.
  • Максимальная полезная нагрузка в килограммах. Для вертолетов, в скобках, указана максимальная нагрузка на внешней подвеске,
  • Из весовых характеристик воздушного судна приведены полезная нагрузка максимальная взлетная масса (MTOW — Maximum take-off weight) и масса пустого снаряженного (OEW — Operational empty weight).
  • Максимальный запас топлива в килограммах и литрах. Расход топлива в килограммах в час и в граммах на пассажирокилометр.
  • Какими двигателями оснащен и их тип (реактивный, турбореактивный, турбовинтовой, поршневой), взлетные тяга или мощность. Количество двигателей — однодвигательный, двухдвигательный, трехдвигательный или четырехдвигательный самолет (вертолет). Вспомогательная силовая установка (ВСУ). Тип и производитель винтов (пропеллера).
  • Длина ВПП для самолетов (разбег/пробег) указывается с учетом резерва на случай отказа двигателей при взлете. Взлетно-посадочные характеристики приведены для стандартных условий (ISA, Sea level, +15°С).
  • Максимальная обеспечиваемая категория метеоминимума ИКАО самолета для инструментального захода на посадку и посадки.
  • Для малых самолетов укороченного взлета и посадки (СУВП или самолет УВП, аналогично англ. STOL — Short take-off and landing) указывается дистанция для взлета и посадки без препятствий, а в скобках дистанция при наличии препятствий до 15 метров (50 футов).

Каталог самолетов и вертолетов предназначен для специалистов занимающимся организацией, планированием и наземным обеспечением перевозок воздушным транспортом и для тех, кто интересуется современной гражданской авиацией.

Эксплуатационные характеристики авиационных …

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Изделия авиационной техники

БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА, НАДЕЖНОСТЬ, КОНТРОЛЕПРИГОДНОСТЬ, ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ И РЕМОНТНАЯ ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

Aircraft items. Flight safety, reliability, testability and maintainability. Indices nomenclature

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова (ОАО «ЛИИ им.М.М.Громова» и Федеральным государственным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности, а также используемые для их описания термины и определения.

Настоящий стандарт распространяется на вновь создаваемые изделия авиационной техники гражданского назначения, включая самолеты, вертолеты (далее — воздушные суда), максимальная сертифицированная взлетная масса которых составляет для самолетов 5700 кг и более и для вертолетов — 3100 кг и более, а также на их составные части (авиационные двигатели, воздушные винты, агрегаты и системы, а также их комплектующие изделия).

Применение требований стандарта к другим воздушным судам (в том числе ранее разработанным, а также воздушным судам, не являющимся самолетами и вертолетами) определяется по усмотрению разработчика воздушного судна.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 27.002 Надежность в технике. Термины и определения

ГОСТ 18322 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ Р 56080 Изделия авиационной техники. Комплексные программы обеспечения безопасности полета, надежности, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности. Общие требования

ГОСТ Р 56081 Изделия авиационной техники. Безопасность полета, надежность, контролепригодность, эксплуатационная и ремонтная технологичность. Порядок нормирования и контроля показателей

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авиационная техника гражданского назначения (авиационная техника): Создаваемые для гражданской авиации воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).

3.2 безопасность полета: Свойство воздушного судна, в целом характеризующее способность обеспечивать завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации без нанесения вреда лицам или имуществу.

восстановление (restoration): Процесс перевода объекта в работоспособное состояние из неработоспособного состояния.

3.4 заказчик: Физическое или юридическое лицо, предъявляющее головному исполнителю и/или разработчику требования к вновь создаваемой авиационной технике.

3.5 изготовитель: Организация, осуществляющая производство авиационной техники и принимающая на себя ответственность за соответствие этой авиационной техники на момент завершения ее производства утвержденной типовой конструкции данной авиационной техники.

3.6 изделие: Объект авиационной техники, получаемый в результате промышленного производства и используемый в авиационной деятельности.

контролепригодность (testability): Свойство изделия, характеризующее его способность к проведению контроля заданными средствами.

надежность (reliability): Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Примечание. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

3.9 налет: Суммарная продолжительность нахождения изделия (или совокупности изделий) в полете за определенный период эксплуатации.

3.10 нормы летной годности: Часть федеральных авиационных правил, содержащая обязательные требования к летной годности образца, направленные на обеспечение безопасности полетов, в том числе требования к конструкции, летным и эксплуатационным характеристикам образца.

отказ (failure): Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в нормативно-технической и/или конструкторской (проектной) документации.

3.12 отказобезопасность: Свойство воздушного судна в целом и/или его функциональных систем, характеризующее способность обеспечивать безопасное завершение полета в ожидаемых условиях эксплуатации при возможных отказах на борту воздушного судна.

ремонтная технологичность (maintainability): Технологичность конструкции изделия при всех видах ремонта, кроме текущего.

3.14 составная часть: Самостоятельная часть изделия авиационной техники, предназначенная для выполнения определенных технических функций в составе образца авиационной техники.

3.15 технические условия: Текстовый конструкторский документ, содержащий информацию о типовой конструкции, параметрах и характеристиках изготовляемого экземпляра авиационной техники, которые подлежат контролю и оценке при изготовлении и приемке экземпляра в качестве готовой продукции.

3.16 типовой полет: Полет для выполнения определенного полетного задания в соответствии с назначением воздушного судна в заданных условиях эксплуатации.

эксплуатационная технологичность (maintainability): Технологичность конструкции изделия при подготовке его к использованию по назначению, техническом обслуживании, текущем ремонте и утилизации.

3.18 эксплуатационно-технические характеристики: Характеристики надежности, безопасности полета, контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности.

3.19 эксплуатационно-экономическая эффективность: Мера совершенства типовой конструкции образца авиационной техники и системы его технической эксплуатации, отражающая соотношение характеристик готовности и удельных затрат на техническое обслуживание.

3.20 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество, включающая в общем случае: использование изделия по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и все виды ремонта, кроме тех, которые выполняются на условиях временного вывода изделия из эксплуатации (например, капитальный ремонт).

Читайте также  Как работает турбокомпрессор дизельного двигателя

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АП — авиационное происшествие;

АТ — авиационная техника;

БНКТ — безопасность, надежность, контролепригодность, технологичность (эксплуатационная и ремонтная);

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector