Чем заменить пусковое реле для однофазного двигателя

Чем заменить пусковое реле для однофазного двигателя

Реле холодильника — схема подключения и как проверить на работоспособность

Любое современное электромеханическое оборудование оснащено специальными устройствами, регулирующими его работу и защищающими от перегрузок. В холодильниках любых производителей таким приспособлением служит пускозащитное реле. Немаловажную роль в холодильных установках играет термореле. Его неисправность может привести к неправильному режиму охлаждения и утрате работоспособности оборудования.

Пускозащитное реле – вид сверху

Схема подключения пускового реле

Данное устройство необходимо для запуска однофазного асинхронного электродвигателя компрессора. В статор двигателя входит две обмотки – пусковая и рабочая. Первая служит только для создания пускового момента и запуска компрессора. Вторая обмотка нужна для поддержания ротора в рабочем состоянии путем непрерывной подачи на нее переменного тока.

Важно! Для регулировки процесса подачи и отключения питания на пусковую, рабочую обмотку электродвигателя, а также для функции защиты от перегрузок, предусмотрено пускозащитное реле.

Механизм индукционного замыкания

Схема подключения реле не сложная. На вход устройства подается питание условно «ноль» и «фаза», а на выходе «фаза» разделяется на две линии. Первая линия соединяется с рабочей обмоткой электродвигателя, а вторая подходит к пусковой обмотке через пусковой контакт.

В реле старых и современных холодильников ток на рабочую обмотку подается через пружину с высоким сопротивлением, а далее через соединение с биметаллической перемычкой. При сильном увеличении тока в цепи (заклинивании двигателя, замыкании между витками и др. поломках) нагревается пружина, соприкасающаяся с перемычкой, которая под воздействием температуры меняет свою форму, тем самым размыкая контакт и отключая компрессор.

Схема индукционного замыкания

В этой схеме для запуска электродвигателя применяется катушка (К1), которая последовательно подключена в цепь с рабочей обмоткой. Подача напряжения при неподвижном роторе двигателя провоцирует увеличение тока на катушке с образованием магнитного поля, притягивающего подвижный сердечник, замыкающий пусковой контакт. После набирания оборотов ротором, ток в цепи понижается, магнитное поле в соленоиде уменьшается, пусковой контакт размыкается силой тяжести либо компенсирующей пружинкой.

Позисторный механизм включения

В современных бытовых холодильниках применяется пускозащитное реле с встроенным позистором (резистор, увеличивающий сопротивление при повышении температуры). Схема этого устройства (рис.2) аналогична индукционному реле, только вместо катушки для замыкания и размыкания пускового контакта используется позистор, подключенный в стартовую цепь.

При подаче питания на компрессор, температура резистора небольшая и он пропускает ток на пусковую обмотку. Так как у резистора изначально существует сопротивление, то он нагревается и размыкает цепь стартовой обмотки двигателя. Цикл повторяется после срабатывания термореле и последующего повторного включения холодильника.

Позисторный механизм включения

Схема термореле

Терморегулятор в холодильной установке играет роль устройства, поддерживающего работу в заданном температурном режиме путем периодического включения и отключения компрессора. На современном этапе применяется 2 вида термореле:

  • Механические устройства используются в старых холодильниках, а также у таких современных производителей, как Indesit, Stinol, Atlant.

Схема механического терморегулятора

Данное устройство манометрического вида. Сильфон и его трубка (запаянная гофрированная металлическая емкость) заполнены фреоном либо хлорметилом, находящимся в виде пара. Давление рабочей среды прямо пропорционально изменяется при изменении температуры. В конце трубки фреон находится в жидком состоянии и прижимается к испарителю.

При увеличении температурного показателя, возрастает давление сильфона на пружину, срабатывает рычаг, контакт замыкается. При уменьшении температуры все происходит наоборот. Режим размыкания контакта зависит от усилия пружины, которое регулируется ручкой управления.

  • Электронные термостаты используются в холодильниках таких производителей, как Samsung, Beko, LG.

Механические термореле в своей работе опираются на температуру в испарителе, а электронные собратья – на температуру воздуха в камере. Положительным моментом электронных моделей является возможность индикации температуры (то есть человек может визуально оценить работу термостата) и меньшая погрешность.

Схема электронного термостата

Регулятором температуры в данной схеме служит термодатчик LM335. Устройство является стабилитроном, чувствительным к изменениям температуры. Климат в камере холодильника регулируется переменным сопротивлением R4. При повышении температуры воздуха на выходе компаратора TLC271 появляется сигнал, открывающий транзистор KT3102, который запускает холодильник. Соответственно при понижении температуры, на выходе компаратора появляется ноль, компрессор выключается.

Проверка реле холодильника на работоспособность

Если холодильная установка не включается либо ее включение происходит нерегулярно, то скорее всего дело в пусковом реле. Причиной его неисправности могут быть:

  • Окисление или обгорание контактов.
  • Механические повреждения.
  • Перегрев позисторного элемента.
  • Нарушение крепления реле, приводящее к его неправильному расположению.
  • Перегорание спирали.
  • Заклинивание сердечника.

Не нужно спешить покупать новое реле холодильника, лучше узнать, как его проверить, и попробовать сделать это.

В индукционном механизме вытаскивается соленоид, проверяются контакты, при окислении, зачищаются наждачной бумагой. Может быть сломан сердечник, тогда его нужно заменить. Протереть спиртом соприкасающиеся поверхности. Проверить целостность всех элементов. Необходимо помнить, что реле данного типа устанавливаются строго в определенном направлении, указываемом стрелкой. После вышеперечисленных действий присоединяем реле к компрессору и включаем холодильник. Если двигатель не заработал, то вероятнее всего поломка компрессора.

Проверка устройств РТП-1 и РТК-Х

Для проверки поставить реле в правильное положение (стрелкой вверх) и прозвонить мультиметром 1 и3 контакты.

Схема устройства РТК-Х

Если контакты прозваниваются, то реле исправно. В данных моделях желателен визуальный осмотр, так как замыкание может произойти через пластину держателя контактов.

Проверка устройств ДХР и LS-08B

ДХР нужно положить планкой с клеммами вверх и проверить мультиметром целостность между 1 и 3 либо 1 и 4.

LS-08B расположить внутренней стороной вверх, прозвонить между 2 и всеми клеммами или между 3 и всеми клеммами. Где контакты не прозваниваются, там ищите неисправность.

Проверка термореле

Если ваш холодильник долго не отключается, постоянно работает или вовсе не включается, то в этом может быть виноват терморегулятор. Виновника необходимо демонтировать, а на оставшиеся контакты посадить перемычку. Если холодильник включился, то проверить сам термостат. Его помещают в емкость с холодной водой, а выходы прозванивают тестером или меряют сопротивление на выходе.

Прозвон контактов тестером

При отсутствии звукового сигнала либо при наличии сопротивления, термореле неисправно, его необходимо заменить.

Устройство для пуска и торможения однофазного асинхронного двигателя с пусковым конденсатором

0

В статье приведено описание устройства для бесконтактного отключения пусковой обмотки однофазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором с конденсаторным пуском, обеспечивающего электродинамическое торможение двигателя при отключении его от сети.

Устройство осуществляет автоматическое отключение упо­мянутой обмотки по окончании процесса пуска с помощью динамического фазовращателя и предназначено для пуска и торможения однофазных асинхронных двигателей с коротко­замкнутым ротором и с пусковым конденсатором (ОАД).

В известных устройствах [1 и 2] дано описание устрой­ства для пуска ОАД с бесконтактным отключением пусковой обмотки асинхронного двигателя. Устройство содержит в це­пи пускового конденсатора диодно-тиристорный элемент, цепь управления тиристором, однополюсный переключатель. Не­достатком устройства [2] является ограниченность его функ­циональных возможностей.

Целью предлагаемого технического решения является рас­ширение функциональных возможностей устройства путём ис­пользования его не только для пуска, но и для торможения электродвигателя.

Указанная цель достигается тем, что в устройство [2] до­полнительно введены резистор, тиристор, шунтирующий кон­такты переключателя в цепи питания рабочей обмотки элек­тродвигателя, и две группы контактов переключателя.

Описание устройства

На рис.1 показана принципиальная схема управления од­нофазным асинхронным двигателем с конденсаторным пус­ком и режимом электродинамического торможения (автор­ское свидетельство автора статьи [3]).

Рис. 1

Устройство содержит трёхполюсный переключатель SA1 на два положения, с помощью которого подключаются к пи­тающей сети рабочая «Р» и пусковая «П» обмотки электро­двигателя, пусковой конденсатор С1 и диодно-тиристорный элемент, состоящий из диода VD1 и тиристора VS1, включён­ных встречно-параллельно. При этом управляющий электрод тиристора VS1 подключён к питающей сети через последо­вательную цепочку из резистора R1, выпрямительного дио­да VD2, электролитического конденсатора С2, шунтированно­го резистором R2, и контакты переключателя SA1. Контак­ты переключателя SA1 в цепи рабочей обмотки «Р» шунти­рованы тиристором VS2, управляющий электрод которого че­рез резистор R3 и контакты переключателя SA1 соединён с положительным выводом конденсатора С2.

Отрицательный вывод конденсатора С2 соединён с вы­водом рабочей обмотки «Р» и катодом тиристора VS2 через переключатель SA1. В исходном предпусковом положении по­следовательно включённые обмотки «Р» и «П» двигателя шун­тированы двумя последовательно включёнными контактами переключателя SA1.

Принцип действия

При включении переключателя SA1 ток проходит через рабочую обмотку «Р» и пусковую «П», конденсатор С1 и ди­одно-тиристорный элемент VD1-VS1, при этом положитель­ная полуволна тока пусковой обмотки протекает через диод VD1, а отрицательная — через тиристор VS1 диодно-тирис­торного элемента. Через определённый промежуток време­ни, определяемый ёмкостью конденсатора С2, диод VD2 за­пирается электролитическим конденсатором С2, и тиристор VS1 закрывается. В результате протекание тока через диод­но-тиристорный элемент VD1-VS1, а следовательно, и через пусковую обмотку «П» прекращается из-за заряда пусково­го конденсатора С1 через диод VD1, который запирается им. Режим пуска электродвигателя окончен. При работе ОАД конденсаторы С1 и С2 находятся в заряженном состоянии.

При отключении ОАД от питающей сети переключателем SA1 управляющий электрод и катод тиристора VS2 через резистор R3 и контакты переключателя SA1 присоединяют­ся к зажимам заряженного конденсатора С2. Конденсатор С2 разряжается на управляющий переход тиристора VS2, в результате чего тиристор открывается, подключая обмотки «Р» и «П» двигателя к сети. При этом относительно сети об­мотки ОАД включены параллельно через контакты переклю­чателя и обтекаются выпрямленным током сети, в результа­те электродвигатель интенсивно тормозится. По окончании разряда конденсатора С2, тиристор VS2 закрывается, от­ключая обмотки «Р» и «П» электродвигателя от сети.

Таким образом, введение дополнительных элементов в устройство [2], изменение взаимосвязей между элементами схемы обеспечивает не только пуск электродвигателя, но и его торможение, что расширяет функциональные возможно­сти устройства.

Детали

В качестве переключателя SA1 используется любой трёх­полюсный на два положения, подходящий по току и напря­жению для конкретного электродвигателя, например, типа ПТ3-40В для электродвигателей мощностью до 600 Вт вклю­чительно. Параметры силового диода VD1 и силового тирис­тора VS1 диодно-тиристорного элемента определяются мощ­ностью применяемого электродвигателя, так, например, для электродвигателя мощностью 1 кВт в качестве диода VD1 мож­но использовать диоды типа В10-10 — В10-14 на ток 10 А и напряжение от 700 В и выше, а также диоды типов КД227Ж на 5А/800 В или 2Д203Г, Д на 10А/700В. Диод VD2 типа 1N4007 на ток 1 А и напряжение 1000 В можно заменить диодами типов КД105Г 0,3А/800В или КД209В на ток 0,5 А и напряжение 800 В. В качестве тиристоров VS1 и VS2 можно использовать тиристоры класса не ниже шестого ти­пов Т112-10, Т10-20, Т10-63 и им подобные на ток 5…10 А. Тиристор VS2 желательно выбрать как можно с меньшим током управления.

Конденсатор С1 подбирают из расчёта (1,5…2,0)66Рном [мкФ], где Рном — номинальная мощность электродвигателя в кВт, типа МБГО-2 или МБГЧ, что предпочтительней, на на­пряжение не ниже 400 В. Конденсатор С2 типа ЭМ или КЭ-2 ёмкостью 5.20 мкФ на напряжение не ниже 350 В. Кон­денсаторы С1 и С2 желательно использовать импортные.

Резисторы R1-R3 типа МЛТ-2 сопротивлением 300 Ом, 100 кОм и 300 Ом соответственно.

Наладка

Наладку устройства осуществляют подбором величины ре­зистора R1. Для этой цели его заменяют переменным рези­стором сопротивлением 33.51 кОм и добиваются полного открытия тиристора VS1. После чего измеряют мультимет­ром величину сопротивления введённого переменного рези­стора и впаивают вместо него постоянный резистор такой же величины. Затем осуществляют наладку цепи торможе­ния электродвигателя. Заменив резистор R3 в цепи тирис­тора VS2 таким же переменным резистором, добиваются в режиме торможения ОАД отсутствия свободного выбега ро­тора двигателя. После чего заменяют переменный резистор постоянным. На этом наладка устройства заканчивается.

Лабораторные испытания устройства с электродвигателем типа ЭДГ-2 показали практически мгновенную остановку ро­тора ОАД, в то время как в обычном режиме (без торможе­ния) время выбега ротора двигателя составляло около 6 с.

Литература

  1. Авторское свидетельство №655048 СССР, М. Кл.2 Н 02 Р 1/42. Устройство для пуска однофазного конденсатор­ного асинхронного электродвигателя / К.В. Коломойцев (СССР). — № 2541527/24-07: заяв. 10.11.77, опуб. 30.03.79, бюл. №12.
  2. Коломойцев К.В. Динамический фазовращатель — пус­катель для двигателя повышенной мощности // Элект­рик. — 2003. — №12. — С.11.
  3. Авторское свидетельство №851711 СССР, М. Кл.3 Н 02 Р 1/42 // Н02Р 3/18. Устройство для управления одно­фазным конденсаторным асинхронным электродвигате­лем / К.В. Коломойцев (СССР). — №2840950/24-07 (160116): заяв. 16.11.79, опуб. 30.07.81, бюл. №28.

Автор: Константин Коломойцев, г. Ивано-Франковск

Чем защитить однофазный двигатель?

Друзья, возник вопрос: какой защитный аппарат поставить перед онофазным (двухобмоточным конденсаторным) двигателем АИС2Е 112МВ2 на 4 кВт? Движок будет стоять на отрезном станке на пиле, вместо трехфазоного с такими же хар-ками. В момент пуска нагрузкой на валу можно пренебречь.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Какой автоматический Выключатель поставить, при условии, что номинальный ток по паспорту 22А? С тепловым реле разберусь.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

25 A и лучше с характеристикой D

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

А пусковые токи?

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

И тепловое реле не забыть

Это мое мнение и его не навязываю

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Перегрузочная способность по току у автоматов с характеристикой D от 10 до 20 In.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Driver написал :
Перегрузочная способность по току у автоматов с характеристикой D от 10 до 20 In.

Это электромагнитного расцепителя, а есть еще тепловой. За него и боюсь.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

sgno написал :
. а есть еще тепловой. За него и боюсь.

А зачем за него бояться . рабочий ток замерили и выставили +5%. И все. На пусковой ТР реагировать не будет.

Это мое мнение и его не навязываю

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

5% — предел погрешности таких устройств, поэтому, как минимум, 10-15%
поставьте мотор-автомат соответствующего номинала.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Vladsa написал :
. поставьте мотор-автомат соответствующего номинала.

Не жирно ли будет для 4-х кВт-ного движка .

Это мое мнение и его не навязываю

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

вопрос не стоял жирно-нежирно, вопрос стоял «как»
к тому же мотор-автомат заменяет и автомат и тепловое реле.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Посмотрите у Moeller Автомат защиты двигателя серия Z-MS

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение
  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

HELP. Мужики, извините. может не в тему, но нужна помощь. На однофазном моторе вышел из строя конденсатор,не знаю — пусковой или рабочий ( второй выжил емкость 50мкФ). Надпись на «погибшем» гласит: 400 мкФ 220В. Разобрав корпус, обнаружил внутри два последовательно соединенных кондера на 820 и 900мкФ. Кондеры — электролитические.Вопрос: надо искать именно такие, или просто набрать нужную емкость? Спасибо.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

tvoker91 написал :
Надпись на «погибшем» гласит: 400 мкФ 220В. Разобрав корпус, обнаружил внутри два последовательно соединенных кондера на 820 и 900мкФ. Кондеры — электролитические.Вопрос: надо искать именно такие, или просто набрать нужную емкость?

Нужно любым способом «сделать» конденсатор 400мкФ с рабочим напряжением не менее 220В (а лучше не менее 310В). Можно попробовать найти неполярный (обычно бумажный), можно два электролитических во встречном включении. Первый вариант считается более надёжным.

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Самый простой способ — приобрести новый пусковой конденсатор 400мкФ. Можно собрать из двух электролитов 820мкФ/400V (включённые встречно) + 2 шунтирующих диода. Не забудьте проверить — размыкается ли пусковой конденсатор после запуска

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение
  • 2 шунтирующих диода

Ребята, спасибо, но я профан: встречное включение, шунтирующие диоды — извините, нихт ферштейн. Обьясните, пжлст: полярный или неполярный — это важно? Есть вариант: рабочие кондеры 100мкФ, 450 и больше вольт, паралельно, 4-ре штуки — пойдет?Или он(погибший) не рабочий, а пусковой? Посмотрите, пжлст, схему в посте. я ни хеар в ней не понимаю, начитался в инете — не пойму: то пусковой- меньше емкость, то рабочий меньше емкость.Какой погиб — не знаю, спросить некого.

ksiman написал :
размыкается ли пусковой конденсатор

Включался не кнопкой, а тумблером(есть реверс).

  • Просмотр профиля
  • Личное сообщение

Встречное включение электролитических конденсаторов — пример: плюсовые выводы соединяем и изолируем, «минуса» идут в работу.

Есть вариант: рабочие кондеры 100мкФ, 450 и больше вольт, паралельно, 4-ре штуки — пойдет?

На них точно ни у одного из выводов не стоит значок «+»? Тогда пойдёт.

замена пускового реле холодильника , электронный аналог есть?

как-то не интересовался что и как там работает. можешь описАть алгоритм? тады и схемку нарисуем.

Сообщений: 23 545
Из: раненный душою

теперь остальные входные данные приведи:
1. Напряжение рабочей обмотки
2. минимальный ток рабочей обмотки (ниже которого желательно выключить ее)
3. номинальный ток раб. обмотки
4. максимальный ток раб. обмотки при пуске (в случае превышения тоже отключить обмотку, если надо)
5. номинальный ток пусковой обмотки
6. максимальный ток пусковой обмотки (при превышении, я так понимаю, тоже следует выключить обе обмотки)
7. напряжение пусковой обмотки
8. максимальная продолжительность пуска
9. максимальная продолжительность работы рабочей обмотки

ИМХО пусковое реле несравненно проще и дешевле, чем его аналог на полупроводниках. разве только дополнительных прибамбасов накрутить. либо не пользоваться возможностью все напрочь законтролировать и примитивно заменить контакты реле тиристорами (симисторами), а обмотки — герконами с обмотками (благо из-за повышенных индуктивностей дребезг скорее всего сам подавится)

Как крайний вариант(до покупки реле),можно вместо реле установить пусковой конденсатор,например серии К73 напряжением более 400В, емкость зависит от мощности двигателя. Емкость нужно подобрать так,чтобы двигатель надежно запускался, но не перегревал двигатель. Можно начать с 4 мкФ,параллельно припаять резистор 100-500кОм-для разрядки? Возможно понадобится от 10-100МкФ. В момент пуска конденсатор разряжен и у него маленькое внутренне сопротивление-хорошо для создания пускового тока,
после пуска конденсатор заряжается и ток через него многократно падает.

Пусковое реле можно изготовить самому из любого эл.магнитного реле с нормально разомкнутыми контактами с достаточным коммутационным током,перемотав его обмотку на соответствующий пусковой ток двигателя.

Сообщений: 23 545
Из: раненный душою

через пусковую обмотку компрессора постоянный ток течет?

Сообщений: 23 545
Из: раненный душою

можно на фотку этого монстра глянуть? что-то не припомню я в этой серии таких емкостей жутких.

С чего Вы взяли что через конденсатор течет постоянный ток,в сети переменный . Если есть желание можете сами рассчитать как будет нарастать ток при последовательном включении конденсатора и индуктивности(пусковая обмотка).
Конденсаторы можно применять и металлобумажные,например МБГО или иные. Если не хватит емкости можно соединять параллельно несколько штук.

Сообщение отредактировал Тимĕрке Митяй — Apr 14 2008, 17:49

А какой у ВАс холодильник? Я разбирал только отечественные-делал воздушный компрессор для аэрографа. Там подключено было так,идем от одного контакта штепселя до другого:cетевое питание подается на пуско- защитное реле.Пускозащитное реле состоит из теплового реле(нормально замкнутые контакты) и пускового реле(нормально открытые контакты). Катушка пускового реле соединено последовательно с рабочей обмоткой,а его контакт кратковременно подает питание на пусковую обмотку. Из общей точки соединения обмоток провод идет на контакт терморегулятора холодильной камеры и далее на другой штырек штепселя.

Обратите внимание,при пуске только через конденсатор у Вас не будет защиты от перегруза двигателя внутри холодильника- только «автомам»(пл.вставки) в эл.щитке квартиры.
Возможно у Вас другой холодильник и там тепловое реле отдельно отпускового,тогда риск меньше.

Читайте также  Как найти номер двигателя на киа соренто
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector